a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

НАЦИЗМ и ЦЕРКОВЬ

С самого начала Гитлер ставил перед собой цель заявить свое право на «вечную истину», правом на которую располагал ранее только Иисус Христос. Гитлер стремился к созданию своего рода «народного мировоззрения» в качестве замены религии и его соответствующей мифологизации. Очевидно, что создание «вечной истины» в «народном мировоззрении» есть ни что иное, как попытка выстроить новую «политическую религию».
Появление такой религии коренным образом меняло жизнь и быт немцев. Национал-социалисты исходили из того, что государственная власть является абсолютной и незыблемой не тогда, когда это мнение думающих, а когда это – догма верующих. Идея культа импонировала человеку толпы и указывала ему в отличие от лозунгов и программ действующих демократических партий на его место, место в «народной общности». Люди без твёрдых религиозных убеждений, без прочных традиционных или общественных связей находили отдушину в этой «эрзац – религии», они находили в этом смысл жизни и верили, что если они присоединятся к Гитлеру, то смогут внести свой вклад в светлое будущее Германии.
В 1933 г. 62,7 % населения Германии были протестантами, 32,5 % - католиками, остальные не принадлежали к какой бы то ни было религии.
Существовал известный иммунитет католического населения по отношению к национал-социализму, поэтому искать сторонников на территориях с преобладающим католическим населением национал-социалистам приходилось из числа отрекшихся от церкви.
Среди протестантов Гитлер и его партия имели больший успех. На всех выборах в рейхстаг после 1928 г. все яснее наблюдалась взаимосвязь между числом избирателей-протестантов и успехом национал-социалистов в выборной компании. Особенно четко это выразилось на выборах 1932 г. В последующие годы численность членов НСДАП росла за счет отрекшихся от церкви протестантов. Это были не только те, кто разуверился в своей вере, но и убежденные национал-социалисты, верившие, что в мировоззрении этой партии, а не в христианской церкви можно обрести истинную веру.
Некоторые католики, разочаровавшиеся в римском папстве, в авторитарных церквах с множеством предписаний и инструкций, также отреклись от церкви. Для тех, кто хотел сделать карьеру в НСДАП и ее организациях, это являлось решающим фактором. Например, в партийных организациях СА и СС нельзя было получить звание штурмфюрера, если не имелось документального подтверждения о выходе из церкви. Хотя руководить соответствующим подразделением разрешалось, но первое офицерское звание «штурмфюрер» и положенные три звезды на петлицах как знак отличия без подтверждения получить было нельзя. Такой выход из церкви зачастую затрагивал всех членов семьи. Несогласие жен выйти из церкви приводило к семейным трагедиям, так как немецкие семьи традиционно религиозны. Многие разводы того времени объяснялись именно этой причиной.
Интересны результаты исследования конфессиональной принадлежности высшего руководства СС: 74,1 % – протестанты, 25,9 % –католики. К сожалению, нет точной даты этих данных, есть лишь примечание, что это начальная конфессиональная принадлежность без учета последующего выхода из церкви. Уже в предвоенные годы готовность покинуть церковь среди членов маршевых и специальных подразделений и прежде всего среди полков «Мёртвая голова» была несравненно выше, чем в других подразделениях СС. При этом с 1935 г. члены СС в вооружённых формированиях подвергались массированному антицерковному давлению. Во всяком случае, вожди СС различных рангов должны были оправдываться перед начальниками по поводу принадлежности к церкви. К 1936 г. из общего числа СС 26 % вышли из церкви. В церкви им разрешалось только венчание. Наконец в 1939 г. в территориальной организации СС «Альпенланд» появилось распоряжение, в соответствии с которым командиры должны были подписать распоряжение, отвечающее их последней воле: отказ в случае смерти от традиционного церковного погребения. Это только одно из многих доказательств желания национал-социалистов отвергнуть традиционную религию в Германии и создать новую германскую религию.
Раздуваемый вокруг Гитлера миф активизировал веру в новые идеалы. Прихожане были уверены, что в партии и фюрере, который хочет вести их за собой, в их мифическом идеале веры, в общности немецкого народа можно найти религиозное удовлетворение. Министерство пропаганды под руководством Геббельса неустанно работало над формированием общественного мнения. Проведение праздников, собраний и политических митингов Геббельс превратил в пышные зрелищные мероприятия с флагами, музыкой, парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, Мессией, призванным спасти Германию.
Однако целью нацистского руководства было полное поглощение религии идеологией. В противоположность церковным традициям, прославлявшим мир и любовь к ближнему, «немецкая религия» требовала «вечной борьбы». Естественно, что воспитание подрастающего поколения не осталось без идеологического влияния. Нацистские идеологи хотели воспитать немецкую молодежь в духе жесткости и беспощадности к негерманскому народу и «недостойной расе».
Священнослужители констатировали факт уменьшения количества прихожан на воскресных и праздничных службах: помещения церквей были полупустыми, а до прихода нацистов к власти церковь посещало очень много прихожан и некоторые церкви даже не вмещали всех желающих. Особенно церковнослужителей беспокоил тот факт, что все реже приходила на службу молодежь. В праздники и выходные дни, когда традиционно проходила церковная служба, организации нацистов Гитлерюгенд, СА, СС проводили свои мероприятия, и молодежь обязана была принимать в них участие. Священники с горечью констатировали, что осталось мало семей, преданных церкви, не подвергшихся антицерковному влиянию.
Мировоззрение нацизма как политическая религия располагала основными атрибутами религии: «священными» текстами, Богом, апостолами, святыми и героями, необходимыми символами, ритуалами, обрядами и церемониями, которые быстро переводились в разряд традиций. Появление такого мировоззрения, шедшего на смену религии, коренным образом меняло жизнь и быт немецкого народа. Однако, как было правильно замечено, можно все время обманывать часть народа, можно некоторое время обманывать весь народ, но нельзя все время обманывать весь народ. Прозрение пришло, и оно было горьким.

Источник: Лапихина Л.А. Эволюция традиций и обычаев немецкого народа в Третьем Рейхе // Армия и общество. – 2009. – №2. – С.137–142.
Tags: Германия, Гитлер, Церковь, католицизм, нацизм, протестантизм, религия
Subscribe

  • МИРОХРАНИТЕЛЬ или МИРОТВОРЕЦ ?

    Меня изумляет, сколько людей могут ошибочно цитировать Библию, считая, что заучили тексты правильно. Возможно, им хочется, чтобы было так, как по…

  • СТОЙКИЙ к ИСПЫТАНИЯМ ХАРАКТЕР

    В этом письме мне бы хотелось бы сосредоточить наше внимание только на одном слове: «выносливость». Это не очень популярное, а для…

  • СКОЛЬКО СТОИТ ЛЮБОВЬ?

    Большинство людей не находят настоящей любви лишь потому, что не желают платить за нее столько, сколько она стоит… Цена настоящей любви…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments