a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

БУДЬТЕ как ДЕТИ


В преддверии Международного дня защиты детей предлагаю поразмышлять над следующими словами Иисуса Христа:

Мф.18:1-4 «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном»

Что первое приходит на ум, когда мы говорим о детях?

Ребенок беззащитен; - неразумен; - доверчив; - он плачет, он просит того, чего не может достать сам. Ребенок привязан к матери. Ребенок не сознает опасности.

Так что же имел ввиду Иисус, когда говорил: «будьте как дети»?

 

Может быть, мы должны быть наивными простачками, чтобы воспринять учение Христа? Есть же мнение, что религия придумана для недалеких людей, которые верят в детские сказки.

Может быть, мы не должны стремиться к зрелости, к образованию, знаниям? Но все христианство есть один сплошной призыв именно расти, развиваться, познавать…

1Кор.13:11 «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое»

Ефес.4:11-14  «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых…, доколе все придем… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…»

Как видим, не все в детстве так замечательно и достойно подражания. Дети растут, и на каждом этапе роста есть определенные проблемы. Психологи выделяют три этапа:

Первое детство: от рождения до 5-7 лет. Фаза наивного эгоцентризма. Ребенок воспринимает мир только в связи с самим собой: моя мама, мой дом, моя игрушка. Он может быть уверен, что отец ездит в командировки, чтобы привозить подарки, а месяц восходит, чтобы светить ему в окошко. Неразвитость интеллекта и отсутствие опыта. Доверчивость, вера в Бога зависит от окружения, от родителей. Очень важно в это время, чтобы ребенок слышал о Боге, посещал Церковь. Каждый человек в подростковом возрасте переживает кризис, он может отойти от Бога, однако ему будет легче вернуться обратно, если он с детства был в атмосфере Церкви.

Второе детство: от 5-7 до 12-13 лет. Это время интенсивной учебы. Идет накопление знаний, формирование ценностей, моральных норм. Человек пропускает через себя огромный объем информации, оценивает родителей и начинает делать некоторые выводы.

Отрочество: от 12-13 до 15-17 лет. Очень сложный период. Это стадия «блудного сына». Упрямство, недоверие к чужому опыту, неудовлетворенность собой, одержимость аморальными мыслями - все это совмещается с болезненными ощущениями одиночества, непонятости, страстной мечтой о дружбе. Отрицание авторитетов. Мечтательность. Стремление выделиться любой ценой. А. Шмеман называет превращение детей в молодежь первым убийством детства. Молодежь - это отречение от детства во имя еще не наступившей "взрослости". Христос нам явлен как ребенок и как взрослый, но Он не явлен нам как молодежь. Мы ничего не знаем о Христе в 16, 18, 20 лет!

В этот период человек стремится выглядеть взрослым, его раздражает, если кто-то назовет его дитем. Однако человек становится по-настоящему взрослым тогда, когда он тоскует о детстве и снова способен на детство.

Идеализировал ли детей Иисус?  Нет, он прекрасно знал о всех проблемах детства и взросления. Он знал, что дети могут быть и капризные, и избалованные, и непослушные:

Мф.11:16-19  «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам...»

Здесь говорится о той проблеме, что людям очень трудно угодить. Давайте посмотрим на себя – а не являемся ли мы этакими капризными детьми как в повседневной, так и в церковной жизни: то дождь, то солнце нам не вовремя, то проповедник нас не устраивает, Церковь то спит, то развивает ненужную активность, близкие то слишком настырны, то уделяют нам недостаточно внимания…

Но что же тогда означают слова Христа?

1Кор.14:20 «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни»

Призывая нас быть «младенцами на совершение зла», апостол не говорит, что дети никогда не делают плохих поступков. Но он приводит в пример младенцев потому, что они не вынашивают это зло в сердце. Все что они делают «злое», это ошибки, совершаемые чаще всего по неопытности: разбитая ваза, пролитый на ковер чай... Все это происходит спонтанно, младенец не планирует совершать тот или иной плохой поступок, но так уж у него получается. У этих «плохих поступков» нет мотивации. В сердце младенца нет зависти, ненависти, недоброжелательности, гордости, коварства… Ему присуща незлобивость, умение забывать обиды…

Зависимость от любви. Без опыта любви, без живого тепла душа человеческая не может полноценно развиваться. Если ребенок в семье не держится на магните любви, то он становится кошмаром для себя и для окружающих – становится хитрым, врущим, циничным…

Доверие. Ребенок слаб и беспомощен, однако его спасает доверие к родителям, к Богу. Одна православная мама вспоминает следующий момент: «Мне все вспоминается тронувший меня случай. Машке тогда было около четырех лет. Я усадила ее обедать, поставила перед ней тарелку с супом. Она произнесла свое обычное: “Господи, благослови еду”, перекрестила суп, взялась за ложку и... Ай! Суп оказался горячим. Я ей - подуй, мол. А она, не глядя на меня, все с той же серьезностью: “Господи, благослови, чтоб не горячий!”. Как тяжело нам порой довериться Богу, признать свою слабость и несостоятельность. Мы же такие мудрые и опытные, мы сами знаем, что для нас лучше.

Мф.11:25 «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»

Детям открыто что-то важное, что недоступно самым знаменитым мудрецам. Они никогда не делят людей на богатых и бедных, сын царя может играть с сыном бедняка без чувства превосходства. Они тянут ручонки к тому, кто им кажется добрым. На них не давит общественное мнение. На них не давит время: их жизнь не разбита на прошлое, настоящее и будущее. Они все в настоящем. Они воспринимают жизнь всем своим существом, без остатка. Их смех и слезы всегда искренни. Они сохраняют невидимую связь с божественным. Им улыбаются ангелы на небесах. Им не нужна слава, власть, авторитет. В них нет пошлости.

Наверное, все это можно выразить одним словом: целостность. Взрослея, мы утрачиваем эту целостность, мы становимся раздвоенными. Мы неспособны целиком, без остатка, отдаться ничему. Мы не доверяем друг другу, мы не доверяем Богу, мы не доверяем самим себе. Наше сознание отравлено страхом.

Мк.10:15 «…кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него…»

Это и есть тот возврат к полноте жизни, к целостности бытия. Кто не возлюбит Бога и Его заповеди всем сердцем своим, кто не доверится, как дитя, Его совершенной любви, кто не смирится и не отбросит свои амбиции – тот не увидит Царства Божия.

В своем ответе ученикам, Иисус указал на самое главное условие входа в Царство небесное: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Нам необходимо обратиться! Только обращенный человек может иметь истинную радость и покой для души. Истинная цель христианства — это не поселить человека на небесах, а поселить небеса в его сердце. «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36)

Именно этот принцип Христос пытался разъяснить ученикам говоря, «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21).

            Да поможет нам Господь в простоте сердца, с детским доверием и непосредственностью принять бесценный дар Его любви и посвятить свою жизнь Тому, Кто доказал Свою любовь к каждому из нас на Голгофе.
Tags: Христос, взрослые, дети, христиане
Subscribe

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЗАМОК

    Эти фотогеничные руины – одна из самых популярных достопримечательностей Германии. Гейдельбергский замок, по сути, должен был давно…

  • СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ №22. Не убий, или о христианском пацифизме

    Христианский пацифизм , отрицание войны и отказ от исполнения воинской повинности во имя неприкосновенности и святости для христианина жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЗАМОК

    Эти фотогеничные руины – одна из самых популярных достопримечательностей Германии. Гейдельбергский замок, по сути, должен был давно…

  • СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ №22. Не убий, или о христианском пацифизме

    Христианский пацифизм , отрицание войны и отказ от исполнения воинской повинности во имя неприкосновенности и святости для христианина жизни…