a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРОПОВЕДЬ НИЛА СОРСКОГО

Родился Нил Сорский (в миру – Николай Майков) около 1433 г. Приняв монашеский постриг с именем Нил, бывший переписчик книг отправился по святым местам. Ему довелось побывать в Константинополе, Палестине, на Афоне. Вернувшись на родной Север, Нил основал скит на реке Соре, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря (по названию речки он и стал Сорским).
Там, в северной чащобе, в уединённых раздумьях и постоянных молитвах, и вызрело его учение о нестяжательстве. Нил Сорский очень многое воспринял от византийских мыслителей Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Следуя их идеям, он учил монахов сосредоточенности на внутренней жизни, умеренности, дисциплине духа и плоти – это условия нравственного совершенствования и монашеского подвига. Источником духовных сил для такого подвига Нил считал Священное Писание и вменял каждому монаху неустанно изучать его. Сам он был большим знатоком Писания, богословской литературы, трудов Отцов Церкви. Начитанность сочеталась в нём с ярко выраженной способностью к критическому восприятию богословских текстов.
Нил неустанно проповедует соблюдение меры во всём. Для русского человека, ни в чём не ведающего меры, эти наставления более чем важны. Нил ратует за воздержание от излишеств, выступает за смирение и нестяжание, призывает духовенство к отказу от роскоши, от владения землёй и крестьянами. Он считал, что внешнее оформление богослужений должно быть сдержанным, осуждал все виды церковной роскоши, золотые украшения, блеск и пышность парчовых облачений. По его глубокому убеждению, храмы не должны быть собраниями архитектурных, скульптурных и живописных украшений, которые своим великолепием отвлекают взоры верующих.
Нил Сорский считал, что сила молитв, любви и наставлений способна изменить всю русскую жизнь. Он верил, что жизнь преобразуется изнутри, а не извне. Эта убеждённость заставила его отказаться от высоких постов, которые ему предлагал Иван III.
Созерцатель по натуре, человек высокой, утончённой духовности, Нил Сорский создал учение, в сердцевине которого лежит концепция евангельской духовности. Евангельская духовность, в самом широком, общем смысле, – это укоренённость человека в мире библейских, и в первую очередь новозаветных, ценностей, смыслов и норм. Она не задана человеку, а представляет собой чистую возможность. В осуществлении этой возможности определяющую роль играет церковно-христианская среда.
"Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти, пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную" (Гал 6. 7–8). Человек духовный – антипод плотского человека – обладает качествами, позволяющими ему возвышаться над ограниченностью повседневного земного существования, выходить в сферу высших смыслов и ценностей, в область евангельских идеалов истины, блага, справедливости. Человек духовный способен сам налагать на себя ограничения, отвергать искушения и соблазны и тем самым заботиться о спасении своей души. Путь ко спасению пролегает, по мнению Нила Сорского, через "внутреннее делание", через постоянное "трезвение сердца", отдаляющее душу от мелкой житейской суеты, помогающее ей постепенно восходить по ступеням духовного труда и тем самым преодолевать греховность своей природы. От души требуется постоянная бдительность, препятствующая проникновению чужеродных мыслей, всевозможных домыслов, искушающих разум, соблазняющих сердце и грозящих гибелью.
Суть евангельской духовности отчётливо проступает в учении Нила Cорского об "умном делании", под которым он понимал сложную внутреннюю работу человеческого духа. Эта работа, составляющая главный смысл иноческого подвига, предполагает три восходящие ступени духовного труда: безмолвие, дисциплину молчания, "умную молитву" и созерцание ("видение") Бога, внутреннее единение с Ним. По этим ступеням дух восходит выше и выше, всё дальше отдаляясь от мирской суеты.
Безмолвие-молчание Нил понимал как свободу ума от каких бы то ни было помыслов. Ни злые, ни благие, ни нейтральные помыслы не должны занимать человека, погружённого в молчание. Как утверждал Симеон Новый Богослов, по стопам которого Нил следовал в этом вопросе, "безмолвие есть искать Господа в сердце, т. е. умом блюсти сердце в молитве, и этим одним быть всегда заняту".
Безмолвие (молчальничество), которое практиковал Нил, предполагало не умерщвление плоти, а умерщвление греховных побуждений и состояний духа. Достигалось это состояние тяжёлой, упорной борьбой с самим собой и с искушениями.
Того, кто не способен бороться со своими многообразными порочными желаниями, кто не пытается противостоять искушениям и соблазнам, поджидают многочисленные мелкие и крупные грехопадения.
У каждого грехопадения есть своя логика, оно совершается либо сразу, либо "с постепенностью". Нил обозначает несколько этапов соскальзывания в пропасть греха. Первый из них он называет "прилогом", когда греховные представления и желания вторгаются в душу помимо воли человека, а в роли посредника выступает воображение. В том, что происходит, ещё нет ничего предосудительного и греховного. Это ещё не сам грех, а только повод для него, близость к нему. Победу над лукавыми и страстными помыслами гарантирует отсечение "прилога" в самом начале. Как только тот обнаружился, необходима безотлагательная молитва, чтобы на корню уничтожить "прилог", "самую мать злых исчадий".
За "прилогом", учит Нил, следует вторая ступень, именуемая "сочетанием" или "сложением". Происходит принятие "прилога", соблазн превращается в предмет целенаправленных созерцаний и размышлений. В этом уже есть элементы греховности, поскольку душа начинает как бы услаждать себя картинами, которые рисует воображение, а ум получает удовольствие от мысленных бесед с самим собой по их поводу. Если в такой момент не покаяться и не призвать Господа на помощь, душа может оказаться в полной зависимости от этих воображаемых картин и мысленных бесед. И тогда, чтобы вырваться из плена, понадобятся огромные усилия. Нил обращает особое внимание на необходимость обращения к помощи Божией. Без неё человек почти обречён стать жертвой лукавого и потонуть в пучине греховных помыслов.
В духовной брани против лукавого на первое место Нил ставит молитву к Богу и призывание Его святого имени. Необходимы и памятование о грядущей смерти и Страшном Суде, внутреннее слёзное сокрушение, охранение себя от злых посылов.
Для Нила очень важна духовная практика "соработничества" человека и Бога. Задача человека в том, чтобы быть смиренным перед Богом, доверять Его благой воле и мудрости, без ропота всё принимать от Него и при этом понимать, что не только от Бога, но и от его собственных усилий зависят и победа над конкретными лукавыми помыслами, и общее дело спасения в целом.
Нилу удавалось без затруднений исполнять евангельскую заповедь: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк 12. 31). Секрет бестягостности этой любви был для него прост: любовь к Богу наделяла его способностью любить людей и, наоборот, – любовь к людям способствовала возрастанию его любви к Богу. Он глубоко чувствовал правоту слов: "не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин 4. 20). Отмеченный печатью Божьих благословений, Нил Сорский служил светочем любви в мире жёстких нравов народа, пребывавшего ещё только в поиске цивилизованных форм государственного общежития.

Источник: Бачинин В. Евангельская проповедь Нила Сорского // Истина и жизнь. – 2006. - №7-8.
Tags: грех, духовность, любовь, молитва, монашество
Subscribe

  • ПОГЛОЩЕНА СМЕРТЬ ПОБЕДОЮ

    Covid-19, который так быстро разлетелся по всей нашей небольшой планете — чему сопутствовало развитие современного транспорта— сведет в…

  • НЕИЗБЕЖНОСТЬ СМЕРТИ

    Дени бросились в глаза ступни покойника, обтянутые простыней. Тело уже приняло форму саркофага. Из-под белых повязок, окутывавших голову, торчали…

  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ

    Семья является одним из самых замечательных установлений Божиих. Это единение нескольких душ, родственно связанных друг с другом и по плоти и по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments