a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ГОНЕНИЯ на ПРОТЕСТАНТОВ в ЦАРСКОЙ РОССИИ

Поговорим о столкновении славянских этнических ценностей и евангельского христианства с позиции официальной, царской (и православной) точки зрения в конце XIX и в начале XX столетия.
Вальтер Завацки, богослов-меннонит, указывал, что, начиная с XIX столетия, гонения стали «наследственными» для протестантов, особенно для евангельских верующих в славянской части Европы. Даже защищенные своим высоким социальным статусом некоторые евангельские лидеры-аристократы, например, полковник Пашков и граф Корф, были изгнаны из России и умерли в изгнании. В виде исключения Пашкову было разрешено посетить Россию на три месяца в 1890-х годах. Перед ним стояла трудная дилемма: либо вернуться на родину тайно, либо проповедовать открыто. Поскольку он верил, что только второй вариант позволяет ему сохранить верность учению Нового Завета и соответствует его евангельским убеждениям, он решился на проповедь. Царь сразу же призвал его к себе и «приказал немедленно уехать и никогда не возвращаться». Религиозные убеждения для этих евангельских верующих значили больше, чем национальная принадлежность. Для Пашкова и Корфа это обернулось изгнанием.Русские евангельские верующие в царской России, пытаясь остаться верными своим убеждениям, часто занимали позицию, которая для них как граждан России или представителей своей этнической группы не была выгодной. Они считали, что русский человек не обязательно должен быть православным. На начальных этапах движения многие евангельские верующие в России были лишены законных прав: их брак, если он не совершался православным священником, не имел юридического статуса, и их дети, следовательно, считались незаконнорожденными. После выхода в свет манифеста о веротерпимости 1905 года часть евангельских верующих, находившихся в ссылках и тюрьмах, вернулась домой. Например, Федор Костронин был в ссылке шестнадцать лет и девять лет в тюрьме, а Василий Иванов-Клышников был дважды в ссылке и 31 раз в тюрьме. Хотя в евангельском движении были представлены и другие этнические группы, например, немцы, все же именно славянские национальные идеалы и религиозные предпочтения вызывали трудности и конфликты для русских евангельских верующих. Государство, желая упрочить свое единство, не одобряло идею ослабления русскими связи между славянской национальностью и православным вероисповеданием. Однако евангельские верующие, с их «интернациональными» взглядами на религию, хотели использовать появившуюся свободу. Это вело к конфликтам.
С другой стороны, тесные взаимоотношения самодержавия и Православной Церкви мешают точно определить, кто именно из них гнал протестантов, особенно в 1880-1905, когда Константин Победоносцев был главой Святейшего Синода (государственный отдел, представляющий царя в руководстве Церкви). Победоносцев использовал свои полномочия, чтобы осуществлять широкомасштабные гонения на инославных, так что русские евангельские христиане даже именовали его «русским Савлом». Для Победоносцева религиозная (православная) и этническая (русская) принадлежность были неразрывно связаны, и он верил, что долг всякого русского человека – побуждать к принятию православия других людей, и даже, при случае, насильственно приобщать к нему. Ганс Брандербург утверждал: «солидарность народа в одной, православной вере выступала для него гарантом стабильности и безопасности государства». Жестокие меры Победоносцева в отношении протестантов были вызваны, скорее, политическими, чем религиозными убеждениями. Он был глубоко уверен, что русская национальная идея и православная вера неразрывно связаны, и, следовательно, любое отклонение от православия расценивалось как предательство своего народа и самой Российской империи.
Обвинения христианства в целом или некоторых христианских групп в частности в подрыве целостности государства или в отказе от национальной самобытности, не представляют собой ничего нового: подобные голоса раздавались на протяжении всей истории христианства. Для русских протестантов вопрос встал следующим образом: совместим ли протестантизм со славянской этнической самобытностью? Попытки русских евангельских христиан разрешить эту проблему с позиции личной веры и религиозной терпимости приводили к конфликту с политическими и религиозными институтами, для которых важнее были славянские этнические и православные ценности. Так же различные взгляды на миссионерскую деятельность вызывали и до сих пор продолжают вызывать напряжение в Восточной Европе. Православный взгляд на каноническую территорию, т.е. исключительное право Православной Церкви быть представительницей христианской веры на славянских землях без какой-либо конкуренции со стороны других вероисповеданий, отличается от протестантского понимания миссии, где самым важным является личное обращение человека к Богу.

Источник: Пилли Т. Христиане как граждане репрессивного государства: богословские и этические размышления в исторической перспективе // Богословские размышления. – 2006. - №6. - С.129-145.
Tags: Церковь, герои веры, гонения, государство, история христианства, православие, протестантизм
Subscribe

  • СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭЛИСА КУПЕРА

    Американский рок-музыкант Элис Купер признался, что Бог, ежедневная молитва и чтение Библии помогают ему оставаться трезвым. 73-летний певец…

  • УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ

    «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Эти слова были первым предостережением Бога человеку, первым…

  • ДВИЖЕНИЕ «969»

    В 1997 году чиновник мьянманского министерства по делам религии по имени У Чжо Лвин опубликовал в Моламьяйне, столице юго-восточного шатат Мон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments