a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

ЗАКОННОСТЬ или ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ?

Извечный спор: следует ли в любых ситуациях действовать согласно закону, или, руководствуясь соображениями целесообразности, можно поступить вопреки «несправедливому» закону?

25 июля 1877 г. Ф. Ф. Трeпов отдал приказ о порке политического заключенного народника А.С. Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Ф. Ф. Трепова о сечении розгами был нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 г. Следствием приказа стало покушение, совершённое В.И. Засулич 24 января (5 февраля по н.стилю) 1878 г. Засулич пришла на приём к Трепову и дважды выстрелила ему в живот, тяжело ранив. Вера Засулич была затем оправдана судом присяжных 31 марта (12 апреля) 1878 г. Судебное оправдание Засулич вызвало бурное одобрение со стороны либеральных и осуждение консервативных кругов российского общества.
Фёдор Фёдорович Тре́пов (1809 или 1812 – 23 ноября 1889) — русский государственный и военный деятель. После выстрела Д.В. Каракозова, 17 апреля 1866 г. был назначен Санкт-Петербургским обер-полицмейстером, а 30 августа этого же года произведен в генерал-лейтенанты. Сумел добиться порядка в городе и улучшения работы полиции. С 10 апреля 1873 г. по 23 мая 1878 г. занимал должность Санкт-Петербургского градоначальника, дослужившись до чина генерала-от-кавалерии (1878). По недоступным для проверки слухам, ходившим в XIX веке, был внебрачным сыном германского императора Вильгельма І.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9)

В. Засулич пошла на покушение , чтобы привлечь внимание к тому, что студент Боголюбов был избит розгами за то, что не снял шляпу перед градоначальником . После этого и низшие чины начали тоже расправляться с заключенными, которые хоть каким-то образом им прежде не угодили. Это вызвало возмущение населения, которое после судебной реформы 1864 г. желало лишь одного - законности. Наказание же розгами было не только варварским, но и незаконным актом. Под влиянием таких настроений суд присяжных, несмотря на то, что покушение было доказано и пострадавший был тяжело ранен, оправдал подсудимую. Ортодоксальные защитники государственного строя в возникновении такой коллизии обвиняли председательствующего А.Ф. Кони, который якобы не воспользовался своими властными возможностями, чтобы предупредить подобный вердикт.
Если внимательно вчитаться в резюме речи перед присяжными, то достаточно четко бросается в глаза ее общая направленность, которую можно свести к такой мысли: «Следует признать вину в нанесены раны, но проявить милость к обвиняемой, дать облегчение».
Юридическую непоследовательность решения видели не только специалисты, но и широкая общественность. На страницах передовых газет тех лет писалось: «Приговор присяжных, возможно, и неправилен юридически, но он соответствует нравственному чувству». От таких заявлений лишь один шаг до так называемой революционной целесообразности при рассмотрении судебных дел. А выход был столь же простым теоретически, насколько сложным практически - требование безусловного соблюдения законности как властью, так и гражданами. Если бы Трепов был наказан за свой произвол, то не было бы и покушения на него. В свою очередь, вряд ли можно сомневаться, что оправдание юридически преступного действия внесло свой вклад в состояние правосознания экстремистски настроенных членов общества, что привело к трагедии 1 марта 1881 г., когда был убит император Александр II, а покушение, так сказать, «в интересах народа» совершила уже целая партия.
Анализ рассматриваемого дела позволяет сделать вывод, что в механизме формирования и реализации правосознания действует своеобразный закон Грешема (закон денежного обращения, в соответствии с которым «плохие» деньги вытесняют из обращения «хорошие», высоко ценимые), когда неправовое поведение способно вытеснить поведение правомерное; присутствие хотя бы немногих нарушителей закона подталкивает всех остальных людей стать на такой же путь. Чтобы защитить права и достоинство человека, не только это большинство, но и каждый чиновник должны непременно (и без исключений) соблюдать закон и требовать от других только такого поведения, которое является последовательным и незыблемым воплощением законности. Во время Латинской войны, по свидетельству Тита Ливия, римский консул Тит Мамлий приговорил своего сына на смерть, когда тот не выполнил приказ. Пример вызывает противоречивые чувства, но он, по нашему мнению, иллюстрирует тот уровень правосознания, на основе которого сформировалось римское право.

Источник: Осипова Н.П. Специфіка реалізації правосвідомості в процесі правового регулювання / Н.П. Осипова // Проблеми законності. - 2008. - Вип. 95. - С. 89-94.
Tags: законность, правосознание, правосудие, революция, справедливость, целесообразность, экстремизм
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОДЕТЕЛИ

    Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто её преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает. Иоанн…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ МАМОНОВА

    15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции на 71-м году жизни скончался актер, поэт, музыкант и радиоведущий Петр Николаевич…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ЖЕЛАНИЯХ

    Не к добру людям исполнение их желаний. Гераклит Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. Продик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments