a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

ЗМИИ и ГОЛУБИ

«…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10,16).
Если говорить об образовании как о попытке воспитать подрастающее поколение по некоторому образцу, то за образец этот выбрать, наверное, следует прежде всего тот, который задан нам Богом: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Любое же отклонение от него, в какую бы сторону оно ни было, ведёт к искажению человеческой натуры.
Если обратиться к современному пониманию идеала образования, то вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что в нём «будьте мудры, как змии» осталось, а «будьте просты, как голуби» исчезло. Результат такого образования – змии. Змии – хищники. Змии часто ядовитые. Змии, пожирающие себе подобных.
Что происходило с образованием перед революцией? – С одной стороны, очень быстрое развитие светского образования. С другой, увы, быстрая деградация образования духовного (см. например прот. Георгий Шавельский «Русская Церковь перед революцией»). Результат – получили «интеллигенцию» развалившую великую державу!
Люди, делавшие революцию, «голубей» презирали и ненавидели. Умные «змии» отнюдь не хотели иметь в себе ничего голубиного и посему борьба с религией стала для них одной из важнейших задач. С другой стороны, они прекрасно понимали опасность для их власти исходящую от себе подобных. Поэтому совсем не удивительны ни высылка интеллигенции из страны, ни последующие репрессии, которые шли в ногу с развитием советской системы образования.
Тот факт, что куратором ядерного проекта был руководитель НКВД Л.П. Берия, у меня удивления никогда не вызывал. Дело уж больно серьёзное. Но когда я узнал что строительством высотного здания МГУ занимался всё тот же Берия, я был немало удивлён. Сейчас этого удивления нет, т.к. всё встало на свои места. Я понял, что руководство страны не могло не контролировать образования, порождающего для этой страны опасность! Кстати, очень символичен тот факт, что смерть Сталина и Берии произошла в том же году, в каком главное здание МГУ было открыто. Университет, отличающийся от европейских той особенностью, что никогда не имел богословского факультета, получил мощный стимул развития и в то же самое время стала рушиться старая система контроля над интеллигенцией.
Во время войны и после неё было сделано некоторое послабление для Церкви. Но при Хрущёве началось новое гонение на «голубей» и «змии» опять стали набирать силу. Вначале они скушали недальновидного Никиту Сергеевича, а потом, несмотря на всю борьбу с диссидентами при Брежневе, сумели развалить и СССР.
Что происходит с образованием, наукой и культурой сейчас? – Они разваливаются. И в этом ничего удивительного нет, ибо власть хочет оставаться у власти. Ей совсем не нужны умные деятельные диссиденты. А говорливых и не очень умных оппозиционеров можно и потерпеть.
В то же время мы наблюдаем, что власть поддерживает Церковь. Почему? – Ответ тоже простой. Хотя за время гонений верующие вынуждены были значительно поумнеть, Церковь как была, так и остаётся прибежищем для «голубей», где-то как-то уравновешивающим интеллигенствующих «змей».
Увы, до сих пор наши умные «змии» находятся в противостоянии «голубям». Интеллигенция до сих пор видит в Церкви конкурента, претендующего на духовное лидерство. И, борясь за лидерство, фактически рубит сук, на котором сидит. Ибо никакая власть, стремящаяся к стабильности, не обеспечит интеллигенции свободы, о которой она так мечтает, прежде чем не убедится, что имеет дело с «голубями», а не со «змеями».
Единственный выход в этой ситуации саморазрушения – исполнить заповедь: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Не формально дополнить науку Церковью или Церковь наукой, не развести конфликтующих «голубей» и «змей», а образовывать людей одновременно как в интеллектуальном, так и в духовном плане. И в деле образования нам отнюдь не следует копировать Европу или США, которые не только совершают революцию в других странах, но и упорно идут к ней сами. Каков будет итог – мы уже знаем. России же важно осознать, что в деле восстановления гармонии ума и совести мы можем и должны быть впереди. Со всеми вытекающими из этого последствиями…

Источник: Пермяк Е.А. Волшебные краски.
Tags: Церковь, гонения, государство, интеллигенция, мудрость, наука и религия, образование, революция
Subscribe

  • КАК НАМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ ?

    Что делать, если у верующих вера разная? Что делать, если постоянно сталкиваешься с глупым или расчётливым оправданием зла? И не где-то в…

  • ПОИСК ЯЗЫКА БОГА

    Прошедшее столетие ознаменовалось беспрецедентным пересмотром наших представлений о Вселенной в целом ряде аспектов. Принадлежащая Эйнштейну…

  • БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА РЕЛИГИИ

    Экстремизм и фанатизм, ведущие к несправедливости и угнетению, – постоянная угроза в любой группе верующих. Для христиан противоядием от нее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments