a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ, СЛАВА ИЗРАИЛЯ

Лк.2:25-32 «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26           Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27           И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28           он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29           Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30           ибо видели очи мои спасение Твое,
31           которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
32           свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»
Эти слова стали для нас привычными, мы часто их читаем (по меньшей мере, раз в год на Сретенье), и от нас порой ускользает, что старец Симеон провозгласил здесь программу, поражающую своей сложностью, почти нереальностью с точки зрения ее практического воплощения. Этому младенцу, которого держал на руках Симеон, предстояло стать: 1) светом к просвещению язычников; 2) славой народа Божия Израиля.
Задача эта обоюдоострая, и острота объясняется состоянием как язычества, так и народа Божия.
По замыслу Творца, именно Израиль должен был стать светом для всех народов, проводником Божьих откровений остальному миру, не знавшему истинного Бога.
Ис.42:6-7 «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы»
Ис.49:6 «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»
Напоминанием об этом служил светильник, который днем и ночью горел в скинии завета, а затем – в храме. Но чтобы быть светом для других, надо самому стать «царственным священством и народом святым» (1Пет.2:9). Израилю следовало обновить свое хождение пред Богом.
Но не только духовное состояние препятствовало народу Божию быть светом для язычников. Замысел Божий – создать для себя особый, избранный народ – имеет и другую сторону.
Втор.7:1-6 «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2             и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3             и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4             ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
5             Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем;
6             ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле»
На протяжении столетий формировался образ язычника как врага народа иудейского. И когда позднее Иисус провозглашал свою заповедь: «любите врагов ваших», то Он во многом имел в виду именно отношение евреев к язычникам как к врагам. Каждый нееврей – враг: такова была общая установка среди соотечественников Христа в те времена.
Таким образом, Христу, среди прочего, предстояло обновить понимание народом Божьим своего предназначения и преодолеть негатив по отношению к язычникам. И в этой части учение Христа не было абсолютно новым. Иисус лишь напомнил, что главное в законе – это возлюбить Господа Бога всем сердцем, всем разумением и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя. Через притчу о добром самарянине Иисус пытался внушить своим братьям по крови тот обескураживающий для них факт, что ближним может оказаться даже враг, т.е. язычник. Однако то, что хотел донести Иисус, воспринималось учителями народа в штыки. Многие даже утверждали, что Иисус творит чудеса силою веельзевула, князя бесовского (Лк.11:15).
Язычники находились в еще более сложном состоянии. Если евреи имели представления о Боге, пусть в чем-то и искаженные, то язычники вообще погрязли в идолопоклонстве и грехах. И быть светом к просвещению язычников – это задача, достойная величия Бога. Это поручение предъявляет особые требования как к тому, КТО несет божественный свет, так и к тому, КАК он его несет.
Природа света такова, что он может показать путь, а может и ослепить человека. «Встреча со Светом может стать спасением для человека, а может обернуться гибелью, как для Иуды, как для убийц Шарля де Фуко, А. Меня, Роже Шютца… Что-то темное в человеке может не вынести этого ослепительного света любви… Чем человек более исполнен любви, тем более он становится мишенью, тем более он притягивает сатанинские силы тьмы, и жизнь его становится жертвоприношением» (Свет мира // Альманах Христианос. - ХV (2006). – С.7.).
Примером того, как следует нести свет, является апостол Павел. Оказавшись в Афинах, он подходит к делу просвещения язычников очень осторожно. Он сам был ослеплен при встрече с Иисусом в пустыне, по дороге в Дамаск. Его мировоззрение рухнуло, три дня и три ночи он пребывал в состоянии прострации. И вот, находясь в центре эллинистической культуры, он пытается дозировать божественный свет, максимально смягчить его действие на язычников. Он демонстрирует совсем не тот известный путь, чтобы поймать язычника на улице, прочитать ему три духовных закона и, пока тот не успел опомниться, «покаять» его. Павел уважительно относится к убеждениям жителей Афин.
Деян.17:22-23 «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано 'неведомому Богу'. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам»
Немного выше мы читаем, что, оказавшись в Афинах, «Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). Однако в его речи абсолютно не слышится его возмущение. Он пытается облечь свою проповедь в «толерантную» форму, называя язычников «как бы особо набожными», именуя идолов «ваши святыни». В то же время, прогулка по Афинам позволила Павлу увидеть нечто такое, что позволило ему перейти к словам об истинном Боге. Он говорит: «проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано 'неведомому Богу'».
Греки, как политеисты, поклонялись огромному количеству богов. Это были и боги природных стихий и явлений (Посейдон – бог морей, Гея – богиня земли, Гелиос – бог солнца и т.п.), и боги-покровители разных занятий (Артемида – богиня охоты, Аполлон – покровитель искусств, Гермес – покровитель путников и торговцев, Дионис – бог виноградарства и виноделия), боги чувств (Афродита – богиня любви, Мегера – богиня мести) и множество других. По мнению греков, все, что нас окружает, находится под контролем богов, и чтобы иметь успех в жизни, в делах, нужно добиться расположения соответствующего бога, принося ему жертвы. В то же время они опасались того, что от их внимания ускользнул еще какой-либо бог. Что если этот бог разгневается и начнет им мстить? Так в Афинах появился жертвенник «неведомому Богу» (Agnosto Theo). Есть и другие версии, объясняющие появление этого жертвенника (утверждают даже, что таких алтарей было несколько). Например, афинский историк философии Диоген Лаэртский в биографии Епименида говорит, что однажды афиняне были поражены моровой язвой. Не зная, какому божеству приписать это бедствие, они вывели за город двух овец: белую и черную, и в тех местах, где овцы ложились на землю, воздвигали жертвенники неведомому богу. Подобные жертвенники были и в других языческих городах.
Как бы там ни было, понятно, что этот жертвенник был воздвигнут вовсе не в честь Бога Авраама, Исаака и Иакова, которого проповедовал Павел. Он просто сумел использовать такой необычный алтарь как шанс рассказать афинянам об истинном Боге. И хотя, услышав о воскресении мертвых, многие стали насмехаться, все же семя было посеяно. И даже, как говорится в конце главы, «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17:34). Для большинства же греков мысль о воплощении Бога в тело и его смерти за человека была непостижима. Как позднее, во ІІ веке, писал языческий философ Цельс, «Бог добр и прекрасен и счастлив; если тот, кто лучше всех и прекраснее всех, опускается до человека, это означает, что он должен измениться, и не в лучшую сторону.., и Бог никогда не принял бы такого изменения».
Вот такая тогда была ситуация. Для того, чтобы Иисус стал светом к просвещению язычников и славой народа Божия Израиля, должно было произойти настоящее чудо. Как коротко охарактеризовал обстановку Павел, распятый Христос для иудеев был соблазном, а для язычников – безумием (1Кор.1:23). Однако появление и существование Церкви Христовой свидетельствует о том, что чудо свершилось.
Но сегодня все еще существует серьезная проблема, которая препятствует исполнению слов Симеона во всей полноте. Эта проблема – отсутствие единства христиан и иудеев.
Сегодня в самом Израиле высказывается мнение, что противостоять наступлению, с одной стороны, западного безбожного мира, а с другой – радикально настроенного мусульманского мира, может только союз евреев и христиан. Однако создание такого союза сталкивается с множеством сложностей, которые имеют исторические, ментальные, культурные корни. С одной стороны, в свете старых обстоятельств – инквизиции, преследований, погромов – ортодоксальные евреи учили детей не произносить имя "этого человека" (Иисуса), плеваться при виде креста и отворачиваться, проходя мимо церкви. (См.: Дмитрий Радышевский. Свет язычникам. Слава Израиля: http://callofzion.ru/pages.php?id=499). С другой стороны, над многими христианами довлеет образ евреев, которые распяли Христа и которые сами провозгласили: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25). Таким образом, этот союз возможен только в случае безоговорочного взаимного прощения и примирения «пред лицом всех народов» (Лк.2:31), когда христиане принимают евреев как своих братьев и сестер, а евреи – христиан. Евреи должны осознать, что христиане являются частью расширенного по воле Божьей Израиля, а христиане должны принять сердцем, что евреи – природные ветви на божественной лозе.
Рим.11:17-21 «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
               18           то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
               19           Скажешь: 'ветви отломились, чтобы мне привиться'.
               20           Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21           Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя»
Конечно, это задача очень сложная. Как во времена Христа евреям трудно было понять, как это язычник может быть братом, так и сегодня «евреям очень трудно поверить, что именем, которым их преследовали в течении почти 2000 лет, их вдруг начали благословлять. Да, евреи могут понять интеллектуально, что следует отделять Йешуа и его учение от тех диких язычников, которые называясь христианами, мучили евреев в течении полутора тысяч лет. Интеллектуально евреи отделить одно от другого могут, но психологически это неимоверно сложно – ни от одного народа такого подвига прощения нельзя было бы ожидать. По плечу такое прощение только избранному народу – родившему того, кто простил распинающих его. Однако преодолеть психологическое препятствие, простить палачей прошлого – это одно, а двигаться дальше, с полным доверием, к потомкам распинателей – совсем другое. Для этого от христиан требуются доказательства раскаяния – причем не словами, а делом: не меньшим, чем любовь к Израилю без ожидания, что "евреи примут Христа"» (Дмитрий Радышевский. Свет язычникам. Слава Израиля: http://callofzion.ru/pages.php?id=500).
Итак, Иисус пришел для того, чтобы просветить язычников и прославить Израиль. Но дело во всей этой истории не выглядит так, словно вон там находится прославленный Израиль, а вот тут – просвещенные язычники. Задача состоит не только в достижении каждого из названных элементов задачи, но и в их объединении, в создании единства между язычниками и израильтянами посредством креста.
Еф.2:11-16 «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками,
               12           что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
               13           А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
               14           Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
               15           упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16           и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем»
Таким образом, Христос «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». Ему это удалось. Дело за нами. Сретенье для нас сегодня должно быть не только праздником встречи Симеона с младенцем Иисусом, но и ознаменованием единства иудеев и христиан.
Tags: Израиль, Сретение, Христос, евреи, единство, христиане, язычники
Subscribe

  • ЧТО ГОВОРИТ ОБО МНЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ГРЕХ ?

    Один из наиболее частых вопросов, которые может задать христианин, также является одним из самых тревожных: что мой продолжающийся грех говорит обо…

  • ПРИЧТЁН к ЗЛОДЕЯМ

    Были ли в вашей жизни случаи, когда вас принимали за кого-то другого? Такие случаи нередки, людей могут спутать из-за их внешнего сходства, из-за…

  • ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

    Никогда еще мы не нуждались так в утешении. Переживать боль, несчастье и жить в неопределенности всегда непросто. Быть в одиночестве и изоляции,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments