a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПОВИНОВАТЬСЯ БОГУ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ ЛЮДЯМ

Вопрос о том, как христианам следует вести себя по отношению к государству, которое враждебно настроено или откровенно преследует их, при этом оставаясь гражданами своего земного отечества, – так же стар, как и само христианство. В Новом Завете отразились некоторые подходы ранней Церкви к этой проблеме: апостол Павел советовал христианам подчиняться властям не только по причине возможного наказания, но и потому, что политическая власть установлена Богом (Рим.13:1-7). Однако Церковь вскоре вступила в конфликт с Римской властью, поскольку христиане отказались признать абсолютную власть государства, если ее повеления противоречат Божьим установлениям. Некоторые тексты в книге Откровение (например, 13 гл.) рисуют власть гораздо более пессимистично, чем Павел в Рим. 13 гл. Сам апостол Павел видел, что страдания и гонения – это неотъемлемая часть христианской жизни. Позднее, в истории Западной Церкви, дуалистические взаимоотношения между Церковью и государством, или между «Иерусалимом и Вавилоном», никогда не находили удовлетворительного решения, что вызывало постоянное напряжение.
В течение первых столетий верность христиан Богу часто расценивалась римскими властями как государственная измена. Римляне главную ценность религии видели в гражданских добродетелях и внешнем соблюдении обычаев. Даже общественные жертвы «были просто формальным подтверждением верности государству» и, как сказал Пол Джонсон, «они никак не затрагивали совести подавляющего большинства римских граждан». Однако христиане тяготели к другому взгляду, поскольку обычно оценивали гражданские дела с богословской и этической точек зрения. Когда христиане воспротивились культу императора, многим казалось, что они тем самым отказывают государю в праве управлять царством. По этой причине Плиний Младший описывал свою практику обращения с христианами следующим образом: если они после трёх допросов не отрекались от своей принадлежности к христианству, он приговаривал их к смерти, потому что «неважно, в каком преступлении они сознались, их упрямство и непоколебимое упорство определенно должно наказываться». Христиане часто руководствовались позицией первых апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.4:19-20, 5:29). Текст революционный, особенно, если сравнивать его с Рим. 13.Во многих случаях расхожие суеверия дополняли описанную картину. Тертуллиан говорил, что христиан обвиняли «за любое общественное бедствие и каждую неудачу», которая приключалась с людьми. «Если Тибр поднимется на высоту городских стен, если Нил не пошлет свои воды на поля, если небеса не дадут дождя, если случается землетрясение, если придет голод или мор…» – во всем повинны христиане.
Трения между божественной и земной властью, обвинения в государственной измене или подрыве единства государства и хождение суеверий в народе – все эти три элемента периодически повторялись во время гонений на Церковь.
Затем христиане столкнулись с новыми трудностями, когда они из гонимого меньшинства неожиданно, после реформы императора Константина в IV веке, превратились привилегированное большинство. Социальный гнет и законодательное принуждение, вкупе с надеждой улучшить свое положение в обществе, стали в то время для людей новыми мотивами для обращения в христианство. «Если примешь императорскую религию, у тебя появляется больше возможностей в этой жизни». Позднее в истории, например, в период начала 1990-х годов, после падения коммунизма на территории бывшего Советского Союза, христиане Восточной Европы столкнулись с теми же самыми вопросами: как адаптироваться к быстрым переменам, когда христианство из гонимой группы стало уважаемым и престижным движением в глазах общества? Этот переход оказался трудным. После реформы Константина некоторая скрытая напряженность – доктринальная, дисциплинарная и личная – вышли на поверхность: «Христиане победили, но в тех, кто дожил до этого времени, сохранялось мышление сопротивления». То же самое явление можно увидеть и в бывшем Советском Союзе после прекращения гонений на христиан, где единству угрожал не столько сохранившийся атеизм, сколько сама внезапность, неожиданность наступления свободы. Один из ярких примеров – Украина, где почти шестьдесят лет была только одна законная Православная Церковь, а начиная с 1989 года страна столкнулась с ситуацией, когда сразу четыре православных церкви стали бороться за влияние в обществе.
Кроме того, горький опыт гонений нуждается во взвешенной оценке. Прошлое нужно примирить с настоящим. Ведь стали известны не только мученики, но и вероотступники. В период ранней (и средневековой) Церкви, мученики сформировали богословие и оставили христианам пример для подражания, как на Западе, и на Востоке. Горячие дискуссии о восстановлении отпавших в первой Церкви только подчеркнули необходимость покаяния и прощения внутри христианского сообщества после периода внешнего давления. Библейские цитаты всегда приводились как в пользу строгого наказания, так и в пользу милости. В свое время церкви Малой Азии выдвинули достаточно «скромные» требования к покаянию: отпавшие могли быть восстановлены после трех-пяти лет покаяния, и даже предатели, которые выдавали своих братьев по вере властям, получали прощение после десяти лет доброго о них свидетельства. Хотя современные верующие могут иметь разные мнения о том, каким должно быть покаяние, христианам после пережитых гонений всегда полезно переосмыслить свой опыт, найти силы для прощения падших и, одновременно, воздать честь героям.

Источник: Пилли Т. Христиане как граждане репрессивного государства: богословские и этические размышления в исторической перспективе // Богословские размышления. – 2006. - №6. - С.129-145.
Tags: Церковь, гонения, государство, история христианства
Subscribe

  • КРАСОТА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

    Я зык Десяти Заповедей кажется несвойственным культуре и здравому смыслу, оскорбляет и шокирует любого, кто не принял Божьего Богоцентризма.…

  • КАМЕННЫЙ УТЕС

  • ВСТРЕЧА с БОГОМ

    Наша земная жизнь полна встреч и расставаний. На своем жизненном пути мы встречаем множество разных людей. Порой эти встречи мимолетны, они не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments