a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

О ГРАЖДАНСКОМ И РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В свое время Ф.М. Достоевский, показывая иллюзорность девиза Французской революции XIII века: «Свобода! Равенство! Братство!» в условиях власти капитала, писал: «Братство? Братство действительно великая движущая сила человечества, только сколько его ни провозглашай, откуда ж оно возьмется, если его нет в действительности? Потому что в братстве, в настоящем братстве, не отдельная личность, не "я" должно хлопотать о праве своей равноценности с остальным, но "я" должно пожертвовать себя обществу. Но западная личность не привыкла к такому ходу дела: она требует с бою, она требует права, она хочет делиться — ну, и не выходит братства... Что ж, скажете вы мне, надо быть безличностью, чтобы быть счастливым. Напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высшей степени, чем та, которая определилась на Западе. Главный признак величайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшей свободы собственной воли — способность к вполне сознательному, никем не принужденному самопожертвованию всего себя в пользу всех. Добровольно пойти на крест можно только при самом сильном развитии личности. Беда иметь при этом случае хоть какой-нибудь самый маленький расчет в пользу собственной выгоды. Но буржуа без выгоды жить не способен, а потому ему и не доступен такой идеал личности, да и не возможен в буржуазном обществе по самой ее природе» (Цит. по кн.: Селезнев Ю. Ф.М. Достоевский. — М. 1985. - С.286).
Свобода, равенство и братство, да и вообще нормальные межчеловеческие и международные отношения, возможны лишь при нормальных отношениях людей со своим Творцом-Богом; в противном случае душевный эгоизм людей, их взаимное недоверие, зависть, ненависть и вражда создают непроходимую пропасть взаимного невосприятия и глухого непонимания. Отрицание и неприятие Бога отрицательно сказываются и на отношениях между людьми, ибо только любящие Бога способны любить также и своих ближних. В атмосфере взаимного отчуждения и в условиях суетно обожествленного гражданского общества и правового государства вполне справедливо отчаянно драться за свои ущемленные права и любой ценой добиваться реализации принципа равенства перед законом, полного воздаяния и восстановления причиненного ущерба по закону. В этом, собственно, и состоит смысл и достоинство уязвленного эгоизма гражданина, а также защиты его так называемого субъективного права.
Совершенно иной подход наблюдается в духовно-традиционных обществах, в которых законы издаются,  толкуются и исполняются на основании заповедей Божьих, религиозных, нравственных и традиционных ценностей и целей, принципов и добрых обычаев народа. В этих обществах прежде всего предпочитается ценность мира и спокойствия (принцип примирения с соперником до суда), а не удовлетворение мелочных эгоистических интересов абстрактно равноправных, но духовно и нравственно разобщенных людей, даже если они вполне законны. В свое время Цицерон призывал: «Нужно сделать все возможное и, более того, невозможное, чтобы избежать тяжбы. Ведь не только красиво и благородно, но порой и выгодно поступиться ради этого кое-каким из прав» (Цицерон. Об обязанности, 11,18).
В этих двух примерах довольно четко проявляются невежественно возносимые до небес «преимущества» развитого гражданского общества и правового государства и «недостатки» отсталого религиозно-традиционного общества, в котором мир и солидарность между людьми обычно ценятся выше, чем мелочные премии по защите и восстановлению нарушенных имущественных и иных индивидуальных прав. Представляется, что справедливость по духу права всегда выше и благороднее справедливости по букве закона независимо от места ее совершения. «Какова цена политической свободы, если она не является средством к достижению свободы нравственной и духовной? — писал Г. Торо. — Чем мы, собственно, гордимся — свободой быть рабами или свободой быть свободными?.. Мы ищем не истину, но отражение ее, мы развращены и ограничены исключительным пристрастием к торговле и коммерции, промышленности и сельскому хозяйству и прочим подобным вещам, а ведь они лишь средство, а не цель» (Торо Г. Новые пророки. - СПб., 1996. С. 141.)…
В п. 2 ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Принципы же Итогового документа Венской встречи 1989 года призывают государства—участники СБСЕ к обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими, к созданию климата взаимной терпимости и уважения, несмотря на то, что проблемы религиозной толерантности у истинно верующих людей не существует. Такая проблема возникает обычно в тех государствах, которые конституционно провозглашают себя светскими, отделяют себя, законодательную, исполнительную власть и правосудие, школьное и вузовское воспитание, образование и науку от религии и церкви, т. е. от духовного бытия и развития, целиком полагаясь на действие и силу закона, который всегда несовершенен, ограничен и недостаточен для установления и поддержания стабильного правопорядка в каждом человеке и обществе в целом. Между тем никакое государство или даже все мировое сообщество в своих официальных документах не может одновременно отрицать и признавать Бога, упорядочивающую силу Его заповедей и объективных законов, особенно в процессе разработки норм национального и международного права, его толкования и практического применения в личной и социальной жизни, тем более что большинство принципов и норм права (особенно западноевропейского) исторически исходят из постоянно обновляющегося духа неизменных канонов и традиций христианской церкви.

Источник: Осипян Б.А. Система конституционных и международно-правовых принципов // Современное право. – 2009. - № 9. – С. 17-20.
Tags: Достоевский, гражданское общество, духовность, равенство, религия, свобода, справедливость
Subscribe

  • БАЛЬТАЗАР ГУБМАЙЕР

    10 марта 1528 года в Вене был сожжен на костре в возрасте 47 лет от роду Бальтазар Губмайер, один из вождей анабаптизма. В тридцатых годах…

  • ДЕНЬГИ для ПРОКАЖЕННЫХ

    Проказа (лепра, болезнь Хансена) является одним из древнейших заболеваний. Поскольку в течение столетий механизм ее возникновения был неизвестен, а…

  • УНИКАЛЬНАЯ НАГРАДА

    Медалью «За бескорыстие» был награжден только один человек: унтер-офицер Ховрин, учитель Нижегородского военно-сиротского отделения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments