a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ № 1. Лукавство Моисея

Пока начало нового года (такое спорное, такое неоднозначное) не успело закончиться, решил я запустить пилотный проект новой рубрики. Дело в том, что время от времени попадаются на глаза (возможно – и не мне одному) толкования тех или иных библейских мест, которые имеют свою аргументацию, однако выглядят спорно либо недостаточно убедительно. И первой ласточкой в этом ряду будут «мысли вслух» В. Судакова о лукавстве Моисея.
Буду благодарен за мысли тех, кто согласен и кто не согласен с высказанной ниже позицией.

Павел пишет о том, что верующие не должны быть как Моисей, который полагал покрывало на свое лицо, чтобы израильтяне не видели «конец преходящего». Обычно в Писании Моисей приводится как положительный пример, а тут — как отрицательный.
Чтобы понять смысл предостережения Павла, необходимо рассмотреть одну историю из жизни Моисея, на которую ссылается апостол.
Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, где Господь давал ему откровения для Израиля.
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29).
Когда Моисей спустился с этой горы, его лицо сияло. Каждый раз, когда человек соприкасается с Творцом, он преображается. Порой даже сам человек не замечает этого, но окружающие замечают.
«И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало» (Исх. 34:30—33).
Аарон и народ со страхом смотрели на лицо Моисея, излучающее славу. Собрав израильтян, Моисей провозгласил Божьи заповеди, после чего надел на лицо покрывало, чтобы не смущать и не пугать людей светом Божьей славы.
Если бы мы оказались в то время среди израильтян, то сразу бы узнали Моисея, даже ни разу не видев его до этого. Мужчина с покрывалом на голове и был бы Моисей.
В одном из современных переводов Библии на русский язык тринадцатый стих третьей главы второго послания к Коринфянам выглядит так: «И не уподобляемся Моисею, который скрывал своё лицо за пеленой, чтобы не видел народ конец проходящей славы».
Бог открыл апостолу Павлу некоторые детали истории о покрывале Моисея, о которых не упоминается в Ветхом Завете. Слава, сияющая на лице Моисея, была не постоянной, а проходящей. Со временем она стала блекнуть и исчезать. Моисей же продолжал скрывать свое лицо за покрывалом. Но если сначала Моисей покрывался, чтобы не пугать и не ослеплять народ сиянием славы, то потом — чтобы люди не видели конец славы. Лидер Израиля хотел, чтобы народ продолжал верить в то, что его лицо всё ещё сияет, хотя сияния уже не было.
Так это покрывало превратилось в ширму, за которой скрывалась истина.
Желаемое выдавалось за действительное.

Источник: Судаков В. Маски, крадущие лица. — Екатеринбург: ООО «Типография Астра», 2009. — 162 с.
Tags: Моисей, лукавство, спорное толкование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments