a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

О БРЕМЕНАХ

Гал.6:1-5 «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2             Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3             Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4             Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5             ибо каждый понесет свое бремя»
Мы прочитали довольно интересный отрывок из послания апостола Павла к Галатам. Это одно из тех библейских мест, которое, будучи правильно применено, способно обогатить христианскую жизнь, и напротив, его неверное применение может причинить значительный ущерб духовному состоянию человека. Например, приходит человек в поместную церковь и ожидает, а порой и открыто требует, чтобы братья и сестры активно помогали ему в его многочисленных нуждах. А как же иначе, думает он, ведь сказано же, «носите бремена друг друга». Предположим далее, что найдется некто из членов церкви, кто подойдет к такому человеку и прямо, без обиняков обличит его, сказав ему что-нибудь в том смысле, что не стоит приставать к людям, у них и без тебя забот невпроворот; ведь написано же: «каждый понесет свое бремя». Ступай себе с миром, дорогой брат (или сестра), неси свое бремя сам! И вот, дело сделано: неутвержденное в Слове дитя Божье уходит из церкви и с глубокой обидой распространяет слухи о том, какие эти христиане на самом деле черствые и лицемерные люди.
Так кто же из этих двоих толкователей Слова Божьего (условно говоря, Проситель или Обличитель) прав? По сути, оба неправы, поскольку допустили грубую, хоть и довольно распространенную ошибку.
Слово Божье имеет великую проникающую силу. Не зря говорится, что оно острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12). Этот меч, прежде всего, должен быть допущен внутрь себя, однако христиане довольно часто используют его против других. Помните, как во время ареста Иисуса Петр извлек меч и отсек ухо Малху, рабу первосвященника? (Ин.18:10). Не так ли порой поступаем и мы: мечом Слова Божьего – да по ушам окружающих нас «рабов Божиих»! Да при этом еще и ощущаем себя последними защитниками веры: Христос в опасности, и вся надежда Церкви последнего времени на нас! Между тем Слово Божье призывает нас: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет.1:10).
Но вернемся к бременам. В Евангелии используются три разных греческих слова, которые переведены на русский язык как «бремя, бремена».
1) Евр.12:1 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще»
Здесь использовано греческое слово «Ónkos» (όγκος), которое можно перевести как «бремя», «тяжесть» «масса», «нарост», «вздутость», «опухоль» (отсюда - онкология). Слово «бремя» использовано здесь в связке с запинающим нас грехом. Сам по себе грех тоже похож на онкологическое заболевание, которое разъедает нас изнутри. И Слово Божье призывает нас свергнуть грех вместе с любым бременем. Это то, что «запинает» нас в нашей духовной жизни, в нашем хождении пред Богом.
Можно привести такой пример из области скачек. На ипподроме главные действующие «лица» - это лошади. Однако многое зависит и от жокея, который управляет лошадью. Одним из самых важных качеств хорошего жокея является… небольшой вес. Жокеи, как правило, низкорослы и худощавы. Для лошади жокей – это не только «руководящая и направляющая сила», но и лишнее «бремя» на спине. Наездник своим присутствием не должен «запинать» скакуна, создавать для него дополнительные проблемы.
Наша жизнь полна различных проблемных ситуаций. Решая их, мы приобретаем опыт, становимся мудрее. Но часть наших проблем, увлечений, привычек, страхов могут стать бременами. Однажды в жизни Давида произошел такой случай. Давид тогда скрывался от Саула, и поэтому жил в филистимском городе Секелаге. И вот, во время его отсутствия, на город напали амаликитяне, сожгли его, а всех женщин и детей захватили в плен (в том числе и двух жен Давида).
1 Цар.30:3-6 «И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен.
               4             И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать.
               5             Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, [бывшая] жена Навала, Кармилитянка.
               6             Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих»
Вот такое суровое испытание постигло Давида, этот тяжкий груз чуть было не раздавил его. Однако он сверг это бремя с себя.
1 Цар.30:7-8 «Но Давид укрепился [надеждою] на Господа Бога своего …. И вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь»
Это лишь один из возможных примеров. В нашей жизни могут быть разные бремена, которые препятствуют нашему духовному росту, которые мы должны свергнуть, а не перекладывать на кого-то.
2) Гал.6:2 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
Здесь использовано греческое слово «baros» (вес, тяжесть, груз, избыток). Этим словом образно обозначаются любые чрезмерные тяготы. Например, Иисус в притче о хозяине, который нанимал работников в свой виноградник, использует это слово следующим образом: «и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф.20:12).
В каком смысле сказаны слова «носите бремена друг друга»? Чтобы с этим разобраться, прежде всего следует обратить внимание на контекст.
Гал.6:1 «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
То есть речь идет прежде всего о духовной поддержке брата или сестры, которые впали в какое-либо согрешение и нуждаются в исправлении. При этом мы должны пребывать в духе кротости. Для чего? Кротость поможет нам избежать широко распространенных ошибок: 1) осуждение такого человека; 2) соблазн, ослабление контроля над собой; 3) сплетни, смакование подробностей согрешения. «Носить бремена» может также означать терпеливо переносить неприятные черты характера друг друга. Как в другом месте Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1).
3) Гал.6:5 «ибо каждый понесет свое бремя»
В этом случае «бремя» - это греческое слово «fortio» (ноша). Это слово использовано Иисусом в другом известном отрывке:
Мф.11:28-30 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;                возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»
В отличие от книжников и фарисеев, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф.23:4), Иисус предлагает нам легкое бремя. Здесь бременем Иисус называет Свои заповеди. Как и в другом месте сказано: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы заповеди Его соблюдали. И заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:3). Это бремя неподъемное для гордых и самовлюбленных людей, для тех же, кто кроток и смирен сердцем, оно легко. Конечно, людей кротких и смиренных по своей природе практически не бывает. Поэтому Иисус и говорит: «научитесь от Меня».
Каждый из нас несет определенную ношу в своей жизни, она нам по силам. Это то, что мы не должны ни сбрасывать, ни перекладывать на других. Это и различные бремена повседневных забот, а также бремя ответственности. В жизни возникает множество ситуаций, в которых бремя принятия решений лежит на нас самих. Однажды трем еврейским юношам предстояло принять важное решение: поклониться огромному истукану или быть брошенными в раскаленную печь. И они сделали свой выбор.
Дан.3:13-18 «Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
               14           Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
               15           Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
               16           И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
               17           Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18           Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся»
И хотя они были готовы принять любые последствия своего решения, в том числе и перенести мученическую смерть, однако Господь сполна благословил их за проявленную верность. Они вышли невредимыми из печи, и даже запаха огня от них не было.
Примерно через 600 лет после этого другому человеку, который занимал высокий пост, предстояло принять важное решение. Он убедился, что Тот, на Которого Его завистники возводили разнообразные и тяжкие обвинения, абсолютно не виновен. Он хотел поступить по совести, но ему не хватило силы духа противостоять давлению толпы.
Мф.27:24-25 «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших»
Никто не мог принять решение за Седраха, Мисаха и Авденаго. Никто не мог принять решение за Пилата. Это бремя, которое каждый должен нести сам за себя.
Рим.14:12 «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу»

Возвращаясь к той гипотетической истории, которую мы рассматривали вначале, какие советы можно дать тому христианину, который, прочитав слова «Носите бремена друг друга» полагает, что это именно о его бременах идет речь; что не он должен носить чьи-то бремена, а другие должны помогать ему в его нуждах? Такому человеку можно дать три совета:
1) попытаться все-таки применить эти слова прежде всего к себе. Попытаться найти того, кому в данный момент хуже, чем ему, и попробовать помочь ему. Если человек думает, что у других людей проблемы незначительные, а его собственная проблема самая большая – в этом тоже есть большая проблема. Увещевание «не думайте о себе более, нежели должно думать» (Рим.12:3) может быть нарушено как в «лучшую» сторону (я лучше других), так и в «худшую» (у меня проблемы больше, чем у других).
2) попытаться в своей жизни надеяться на Бога больше, чем на человека.
Иер.17:5-8 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
               6             Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
               7             Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь.
8             Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод»
Слова «проклят человек, который надеется на человека» не означают, что нас Бог покарает, если мы кому-то доверились или на кого-то положились. Речь о том, что мы сами рано или поздно окажемся в пустыне разочарования, если надеяться будем больше на людей, чем на Бога. Надежда на Бога наполняет сердце человека уверенностью, что помощь обязательно последует, даже если нам кто-то отказал в помощи. Может, и не совсем адекватной, но показательной иллюстрацией может служить книга Ильфа и Петрова «12 стульев». С каждым найденным пустым стулом шансы найти стул с сокровищем возрастали. В той истории все закончилось не очень удачно, поскольку герои свое счастье искали не там и надежду возлагали не на то. Если же мы уповаем на Бога и доверяем Ему, то отказ кого-либо помочь нам будет лишь повышать наши шансы на то, что Бог будет действовать в следующий раз через кого-то другого.
3) не осуждать того, кто не смог нам помочь. «Не судите, да не судимы будете» - говорит нам Господь. Мы не знаем всех обстоятельств и причин, почему кто-то отказал нам в помощи. Иисус всегда поправлял тех, кто пытался осуждать других. Давайте вспомним хотя бы историю Марфы и Марии. Они прекрасно дополняли друг друга, однако однажды, когда к ним в гости пришел Иисус, Марфа осудила свою сестру: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк.10:40). Многие из этой истории делают вывод, что сидеть и слушать проповедь – это хорошо, а стараться угостить гостей повкуснее – это плохо. Думается, что если бы Мария сказала Иисусу нечто подобное: «Господи! Сколько Марфа может уже суетиться на кухне, пусть уже присядет и послушает», Иисус тоже поправил бы ее и встал на защиту Марфы. В идеале сестры должны были вместе потрудиться на кухне и вместе послушать Иисуса. Если в реальной жизни такого идеала достичь не удается, то по крайней мере возникающие проблемы нужно решать в духе любви. Когда дитя Божие имеет в себе дух осуждения, оно удаляется от своего Небесного Отца.

Итак, подводя итог, можно сказать следующее. В своей христианской жизни мы можем сталкиваться с множеством проблем, которые можно разделить на три группы:
1) проблемы от которых мы должны избавиться, поскольку они удаляют нас от Бога;
2) проблемы, которые мы должны нести и решать сами;
3) проблемы, которые мы можем разделить с другими либо должны помогать решать другим – родным и близким, братьям и сестрам.
Очень важно научиться отличать их друг от друга. Важно также евангельские заповеди и поучения применять в первую очередь по отношению к себе, не осуждая при этом остальных. И да поможет нам в этом Господь.
Tags: Давид, Слово, Христос, бремя, выбор, грех, заповеди, испытание
Subscribe

  • ВО ИМЯ ДЕТЕЙ

    Во всех известных мне культурах жизнь детей ценится выше, чем жизнь взрослых. Все знакомые мне родители с радостью сами приняли бы страдания, лишь…

  • ИМПУЛЬС МИЛОСЕРДИЯ

    Пс.81:3-4 « Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его]…

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО СТРАХА

    А. И. Захаров отмечает, что «существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments