Для понимания этого надо знать условия жизни жителей Востока. Палестинское селение не было кучкой разбросанных поодиночке хуторов, а представляло собой группу домов, построенных в интересах безопасности недалеко друг от друга. Нападения были частым явлением. В интересах самообороны люди держались вместе. Утром уходили в поле или на пастбище, а вечером возвращались домой. Днем село и имущество находились под общим присмотром оставшихся. Селение было внешним кругом семьи. В соответствии с требованиями самозащиты складывались обычаи и даже психика людей. Знатоки утверждают, что жителям Востока по сей день неприятны тишина и одиночество. Редко случается, чтобы кто-то прогуливался в одиночку. При покупке или аренде дома досконально изучается характер соседей. Принято одалживать у соседей муку, хлеб, инструменты. Часто пользуются соседской кухней и посудой, особенно по торжественным случаям, когда бывает много гостей.
Учитывая это, мы поймем, почему Библия так часто повествует об отношениях с ближним. «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали» (Прит.27:10). Столь близкое общение могло обернуться либо счастьем, либо несчастьем. Во избежание несчастий для общения с соседями необходимы были заповедь и наставления. С человеческой точки зрения, самой главной является заповедь «люби ближнего, как самого себя» (Лев.19:18). Что же входит в понятие «ближний»? По-видимому, это зависит от любви, наполняющей человека. Считая основой жизни названную выше заповедь (Лев.19:18), для еврея понятие «ближний» определялось принадлежностью к «сынам народа своего».
Иисус расширил понимание закона и показал, что любой человек является нашим ближним. Об этом особенно ярко повествует притча о милосердном самарянине (Лк.10:29-37). Здесь мы встречаемся с тремя видами отношений к своему ближнему: можно поступить с ним, как поступили разбойники на Иерихонской дороге; можно остаться беспристрастными, как проходившие мимо священник и левит, которые не пожелали раненому зла, но не сделали и добра; а можно помочь, действуя как самарянин. Иисус утверждал, что понятие «ближний» не может быть ограничено ни нацией, ни языком, ни даже религией.
Пример самого Иисуса служит тому подтверждением. К нему подошел прокаженный и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк.1:40-41). Иисус сжалился над ним, как сжалился над ближним самарянин, и помог больному. Если мы хотим видеть в другом человеке ближнего – необязательно, нравится ли он нам или нет, оказывает ли он нам услуги или нет. Хватит и того, что он – человек. Любовь Христова вынуждала его помогать больным, грешникам и падшим. За них и всех нас умер Он на Голгофе.
В человеке есть нечто, что в своей глубинной сущности оказывается совпадающим с точкой зрения Иисуса. В еврейском законе милосердию было отведено довольно скромное место. Но передаваемое устно предание о Моисее свидетельствует о том, что в душе евреи ценили милосердную доброту. Как-то из стада Моисеева пропал ягненок. Моисей отправился на поиски и нашел его на дне глубокой пропасти. Ягненок пошел туда попить. Моисей якобы сказал: «Я не знал, что тебя мучает жажда. Ты, наверное, очень устал после долгого и трудного пути». Затем Моисей взял его на руки и отнес к стаду. Господь же приметил поведение Моисея и сказал: «Ты был добр к нему, поэтому я доверяю тебе народ Свой».
Сегодня мы понимаем, насколько прав был Иисус, говоря, что каждый человек должен считаться нашим ближним. В те времена, чтобы добраться от Дана до Вирсавии, требовалось больше времени, чем теперь, чтобы объехать земной шар. Все человечество в настоящее время превратилось в жителей одного селения.
Источник: Тярк О. Десять заповедей. Размышления о библейской этике.