a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА и ЗЛА

Подходит к завершению особый месяц сентябрь. В чем его особенность? Во-первых, он начинается со дня знаний; во-вторых, как правило, в сентябре мы отмечаем праздник жатвы, благодарим Бога за урожай, который принести наши поля-сады-огороды. Попытаемся сегодня совместить эти темы и поговорим о древе познания добра и зла.
В Библии различного рода деревья неоднократно используются как образы для нашего назидания. Так, Иисус в качестве примера человека, который не торопится покаяться в своих грехах, приводит смоковницу, на которой хозяин третий год подряд не может найти плода (Лк.13:6-9). В другом месте Он говорит нам о том, что всякое доброе дерево приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф.7:17). Но в самом начале библейского повествования мы встречаем особое, необычное дерево, которое сыграло роковую роль в истории грехопадения человека – дерево познания добра и зла. Красивое, приятное для глаз и вожделенное насаждение, но вот плоды от него так и тянет оценить как худые, уж больно последствия от их употребления вышли пагубные. Так что же это за дерево такое выросло в Раю, и как следует его оценить – как «худое» или как «доброе»?
Давайте начнем издалека и обратимся к запрету, который содержится в библейской Книге Левит:
Лев.19:23-25 «Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам], и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;
               24           а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних;
               25           в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его»
Этот закон до сих пор соблюдается ортодоксальными иудеями. Был даже учрежден специальный праздник – Ту Би-Шват («Новый год деревьев»). В 2013 году он отмечался 25 января. В этот день все плодовые деревья как бы празднуют день рождения и становятся на год старше. «Возраст» деревьев евреям необходимо знать для того, чтобы не нарушить указанный запрет. В этот день принято также высаживать саженцы молодых деревьев, а на праздничном столе должно быть много разнообразных фруктов.
Почему Бог установил этот запрет? Еврейские наставники дают несколько объяснений этому. Самые распространенные из них – следующие:
1) в первые три года плоды наполнены земляными соками, они содержат вещества, вредные для души и для тела, и своим запретом Создатель охраняет нас от их воздействия. В последствии, под действием солнечного света, они становятся пригодными для употребления;
2) эта заповедь ограждает человека от идолопоклонства и колдовства. В древности, когда сажали дерево, колдуны обычно произносили определенные заклинания, которые, как они утверждали, заставляли дерево быстро плодоносить. Когда появлялись плоды, их жертвовали идолам. Дабы евреи не подражали идолопоклонникам, Тора запрещает использовать плоды первых трех лет;
3) этот запрет дан в напоминание о грехе Адама. Вот как говорит один учитель:
Создатель говорит народу Израиля: «Я запретил Адаму есть от Древа, стоявшего в центре Ган Эдена. Но он не стал ждать и вкусил от его плодов прежде времени. Если бы Адам удержался и не попробовал запретного плода в канун Шабата, то в Шабат ему было бы даровано разрешение съесть этот плод. И тогда этот Шабат возвестил бы о заключительном Избавлении. Дабы загладить грех Адама, вы все должны три года ждать, прежде чем употреблять плоды дерева».
Думается, что эти мысли приближают нас к пониманию того, что за дерево росло посреди Эдемского сада. Наше объяснение должно исходить из того, что Бог благ и милостив, и Он никогда ничего не делает такого, что могло бы принести человеку вред.
Быт.2:8-9 «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»
В этих словах Бог предстает пред нами как добрый, заботливый садовник, который с любовью создает прекрасный сад. Он помещает в этот сад человека, с которым желает разделить радость от пребывания в таком удивительном месте. Разве можно предположить, что Бог в этом саду поместил нечто такое, что содержит в себе яд?
Если исходить из благости Божьей, то возможны два объяснения случившегося:
1) дерево познания добра и зла еще не достигло такого развития, чтобы его плоды были полезны для человека; 2) человек еще не был готов вкусить от плодов дерева познания добра и зла.
То, как разворачивались события, косвенно подтверждает оба эти пункта.
Чтобы пояснить эту мысль, попытаемся ответить на два вопроса.
Вопрос первый. Получил ли диавол то, что хотел, когда вынудил Адама и Еву попробовать запретный плод?
А чего он собственно хотел? Он хотел не просто нарушить идиллию единения человека и Бога. Он желал настроить их друг против друга. Он желал бунта человека против Божьего миропорядка. И вот Змей говорит: «Вы будете как боги…». Кстати, Бог тоже говорит нечто похожее: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс.81:6). В чем разница? В слове «как».
Замысел Божий заключается в возвеличивании человека. Он желает, чтобы человек достиг совершенства. Сатана – падший ангел. Он не бог. Разве сатане нужны те, кто будет выше его самого? Даже если предположить, что он возомнил себя богом – разве ему нужны конкуренты? Понятно, что он замыслил не возвеличить человека, а поколебать и низвергнуть. Ведь он всегда восстает против того, кто хоть немного напоминает Бога.
Таким образом, сатана предлагает человеку подделку. Он воспринимает дерево познания добра и зла как магическое дерево, и пытается убедить в этом и человека. Магия ищет господства, происхождение которого для нее не важно. Религия ищет отношений с Богом, основанных на взаимном доверии и любви. По сути, проблемы Адама и Евы связаны не с плодом запретного дерева, а с их непослушанием. Своим выбором они отделили себя от Бога, связь с Творцом была нарушена. Адам и Ева поступили как подростки, которые на определенном этапе своего развития вдруг утрачивают доверие к родителям, начинают их в чем-то подозревать (они меня не любят, они что-то важное от меня скрывают).
Часто то, что произошло в Эдеме, воспринимают как победу сатаны. Пусть тактическую, не окончательную, но победу. Но действительно ли сатана тогда получил то, что он хотел?
Быт.3:6-10 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
               7             И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
               8             И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
               9             И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10           Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся»
Что испытали Адам и Ева после того, как вкусили запретный плод? Стыд и страх! Этого ли ожидал сатана? Нет, он ожидал, что человек обратит к Творцу свое надменное лицо и будет говорить с Ним дерзко. Ведь ему теперь стало известно то, что скрыл от него Бог! Но, если мы представим себе, что змей сидел где-нибудь неподалеку в кустах и наблюдал за тем, как развивается разговор Адама и Евы с Богом, то можем предположить, что он кусал локти от досады и злобы, ведь его план провалился!
Стыд и страх – это то, что дает надежду на исправление. Когда человек теряет страх Божий, он утрачивает и чувство стыда. Бесстыдство приближает человека к бесам.
Именно то, что Адам и Ева после грехопадения убоялись и устыдились, дало им шанс на спасение. Отпадение человека от Бога не было абсолютным и окончательным, в отличие от сатаны, в котором не осталось ни страха Божия, ни стыда.
Итак, мы видим, что диавол не получил того, на что он рассчитывал. Да, произошло нечто ужасное, грехопадение привело ко многим страшным последствиям, но человек не погиб окончательно.
Вопрос второй. Получил ли человек то, что хотел?
Давайте обратимся к следующим словам апостола Павла:
Евр.5:13-14 «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»
Из этих слов видно, что не каждый человек способен различать добро и зло. Такую способность имеют только совершенные, да и то – в результате длительного научения: они «навыком приучены» к подобному различению.
Однако познание добра и зла – это еще более высокий уровень, чем различение добра и зла. Только Бог имеет полное познание добра и зла, Он имеет полное представление об их природе и сущности. Он, в силу Своего всеведения и всемогущества, способен различать добро и зло в абсолютной степени, поскольку предвидит последствия любого поступка и события. Более того, он способен даже зло обратить в добро. Вспомним, как Иосиф говорит своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20).
Если бы человек действительно познал добро и зло после того, как вкусил запретный плод, он овладел бы добром и злом в их полноте. Но что же получилось вместо этого? Некоторые грани «познания» добра и зла, которые получил человек, мы находим в следующих местах Библии:
Ис.5:20 «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!»
Человек, в силу своей греховности и духовной незрелости, склонен путать добро и зло, отсюда столько ошибок и житейских трагедий. Кто-то по неведению, а иные по жестокосердию упорствуют в том, что является злом, ошибочно принимая это за добро. Сегодня содомиты на всех углах кричат о своих правах, не понимая того, что у греха и порока лишь одно право – получить наказание от Бога. Избавиться от наказания можно лишь одним путем: покаявшись в грехе пред Богом и оставив греховный образ жизни.
Амос 5:14-15 «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов»
Грешный человек имеет влечение ко злу, он ищет его и даже любит его. «Запретный плод сладок» - так многие оправдывают свою слабость перед силой греха.
Пр.17:13 «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло»
Грешный человек склонен за добро платить злом. Это еще один результат вкушения запретного плода.
Итак, и человек не получил того, что предполагал, когда нарушал Божий запрет.
Из всего сказанного выше мы можем сделать три вывода:
1. Дерево познания добра и зла было предназначено для человека, для его блага, однако он вкусил его плоды раньше назначенного Богом срока. Можно сказать, что в той ситуации незрелый человек вкусил недозревший плод.
2. Сатане не по силам перехитрить Бога. Бог всегда на несколько шагов впереди, а даже если диаволу удается что-то мерзостное, то Бог силен обратить это в спасительное. Ярчайший пример – смерть Иисуса на кресте.
3. Нам следует научиться терпеливо ждать, когда Бог благословит нас Своим благословением. Часто люди просят Бога о чем-то, а потом, устав ждать, начинают самовольно исполнять свои прихоти. При этом они глубоко убеждены, что делают добро. Однако в результате получают «недозревший плод», и даже если получают желаемое, не испытывают от этого радости. Помните, как в 1-м псалме говорится о блаженном человеке? «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс.1:3). Всему свое время, и не следует торопить Бога. Самые благословенные мужи и жены Божии умели ждать. У Авраама родился сын почти в 100 лет, Моисей вывел народ из Египта в 80 лет. Старец Симеон взял на руки младенца Иисуса в преклонном возрасте. Все это – образы и примеры для нас с вами. Конечно, это не значит, что все мы непременно будем ждать ответа на наши сокровенные нужды до глубокой старости. Бог не дает человеку испытаний сверх сил, и у каждого – свой предел этих сил. Однако терпение необходимо каждому, кто желает иметь самое лучшее, что есть у нашего любящего Небесного Отца.
Tags: Бог, грехопадение, добро, дьявол, зло, страх, стыд
Subscribe

  • УБЕЖИЩЕ в ПУСТЫНЕ

    С очетание крутых затенённых выступов и пресноводных источников создаёт природный «кондиционер», поддерживаемый окружающими холмами,…

  • ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРИДВОРНОЕ ХРИСТИАНСТВО

    Неестественное смешение христианства с миром достигло своего апогея при императорском дворе Константина – конечно же, не таком…

  • МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

    Монастырь Хор Вирап воплощает неутолимую тоску всего армянского народа об исторической родине и библейской горе Арарат. Словно по иронии судьбы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments