a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЕВАНГЕЛИЕ ИУДЫ

В продолжение темы апокрифов … http://a-lex-7.livejournal.com/128651.html

Характерным примером девиантного апокрифа служит обнаруженное в Египте "Евангелие Иуды" (его перевод с коптского языка был опубликован в апреле 2006 г. Национальным географическим обществом США). Текст относится приблизительно к III–IV вв. Это скорее всего перевод с греческого. Оригинал же, по мнению исследователей, был создан несколько раньше.
В "Евангелии Иуды" идёт речь о событиях, происходивших за несколько дней до казни Христа. Обращаясь к ученикам, Иисус смеётся над ними и употребляет выражение "ваш Бог". На их недоумённые вопросы Он отвечает, что они не знают ни Его, ни Его Бога. Ученики в гневе на Иисуса начинают хулить Его. Когда же Он призывает их открыто выступить против Него, все трусят, кроме Иуды. Тогда Иисус выказывает знаки особого внимания к Искариоту и говорит, что только ему сможет поведать самые важные тайны.
В коптском манускрипте рассказывается о странном видении учеников: у алтаря предстали священники, которые приносили в жертву своих детей и жён, совершали беззакония и убийства. Иисус отождествляет учеников с этими священниками, считает, что все они во грехе, борются с Иисусом и только Иуда, отделившийся от них, праведен и заодно с Ним. Иуда заявляет, что ему тоже было видение: будто ученики бросали в него камни. Иисус говорит Иуде, что тот будет проклят другими родами, но затем придёт править ими.
"Евангелие Иуды" – предельный случай девиантного апокрифа. Его суть не просто нехристианская, но антихристианская. В нём говорится о том, что Иисус предпочёл Иуду всем другим ученикам и доверил ему некую "главную тайну".
Уже само указание на таинственное содержание, эзотерическую природу учения Христа противоречит сути христианства. Иисус подчёркивал, что Он открыто говорит людям о самом главном. В Его речах не было нарочитой таинственности, они были обращены не к кому-то избранному, но к каждому, имеющему уши. Иисус разочаровал первосвященника, надеявшегося узнать у Него нечто особенное о Его учении. "Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего" (Ин 18. 20).
Гностики – религиозные маргиналы, жившие преимущественно в Египте и пытавшие соединить в своём учении язычество с элементами христианства, приспособить учение Христа к ряду эллинских идей и восточных культов. В гностицизме два религиозных мира смешались, породив причудливую религиозно-философскую композицию, пронизанную духом оппонирования новозаветному христианству. С христианских позиций гностицизм всегда оценивался как ересь.
История христианства сохранила древние свидетельства действительного существования "Евангелия Иуды". Один из Отцов Церкви, Ириней Лионский (ок. 160–202), противник гностиков, автор известного сочинения "Пять книг против ересей", писал: "Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды".
Непосредственными авторами этого апокрифа были, по всей видимости, члены гностической секты каинитов. Они особо почитали Каина и Иуду, видя в первом "произведение высшей силы", а во втором – подвижника, чьё предательство вменялось ему в заслугу.
Тертуллиан так писал о каинитах: "Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нём. Напротив, Авель был произведён низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принёс многие блага человеческой расе... "Иуда, – говорят они, – заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал Его, чтобы истина не была низвергнута". Другие возражают, говоря: "Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через Его смерть, он предал ради спасения людей"".
Не приемля Новый Завет, каиниты предлагали свои, альтернативные сочинения, в которых принижался Христос, отрицалось будущее всеобщее воскресение мёртвых. Они настаивали на признании ценности зла и считали, что в каждом его проявлении присутствует ангел, побуждающий людей ко злу и поощряющий тех, кто к нему склонен. Каиниты внушали: каждый человек, чтобы спастись, обязан пройти через множество греховных, дурных дел, непозволительных с точки зрения обычной морали. Их необходимо совершать безбоязненно, чтобы в конечном счёте обрести "совершенное ведение" и тем самым подняться на высшую ступень духовной зрелости.
В "Евангелии Иуды" утверждается, что первых людей, Адама и Еву, создал не благой Бог, но ангелы, симпатизирующие злу. И создали они их по своему образу и подобию. Иными словами, человек уже с момента сотворения оказался самой своей природой предрасположен ко злу. Получается, что Каин – это не пример чудовищного отклонения с Божьего пути, а совершенно нормальный человек. Примером же отклонения выступает чуждый злу Авель. Если продолжить эту логику рассуждений на новозаветном материале, выходит, что в пределах перевёрнутой гностиками этической шкалы гнусный Иуда нормален, а безгрешный Иисус – нет.
В "Евангелии Иуды" представлена попытка дать альтернативное истолкование евангельских событий, перевернуть всё с ног на голову, поменять местами плюсы и минусы. Несомненно, что реальный Иуда Искариот не имеет непосредственного отношения к этому "антиевангелию", что сочинил его противник христианства – древний гностик-каинит. Столь же несомненно, что в публикациях и распространении "Евангелия Иуды" сегодня заинтересованы те, кто стоит на позициях безбожия и убеждён в окончательном вступлении человечества в "постхристианскую эру".
Примечательно, что идеология каинитов получила своеобразное продолжение в идейно-политической практике российского большевизма. Митрополит Иоанн (Снычев) в книге "Самодержавие Духа" (СПб.,1995) напомнил современным читателям историю о том, как в Симбирской губернии, на родине Ульяновых, пришедшие к власти большевики решили установить памятник кому-нибудь из богоборцев. Поначалу их выбор пал на Люцифера. Но, поразмыслив и посчитав его фигуру несовместимой с материалистическим мировоззрением, они обратились к Каину. Однако и этот библейский антигерой был ими отвергнут из-за того, что его признали исторически недостоверным. В итоге в уездном городе Свияжске был поставлен памятник Иуде Искариоту – как первому революционеру, восставшему против Христа.
Акт воздвижения подобного памятника в самом безбожном из государств своего времени глубоко символичен. В ХХ столетии, явившемся историческим апогеем богоотступничества, Иуда стал, может быть, самым типичным героем.
Но, как это ни парадоксально, и апокрифический образ Иуды – "друга Иисуса" не менее типичен для эры повсеместного богоотступничества и богоборчества. Он – средоточие коварства, зла, пытающегося рядиться в одеяния добра. Он – концентрированное выражение устремлённости лжи на то, чтобы возвыситься над Истиной, обелить себя и очернить её.
С первых веков новой эры, когда христианский мир только начал складываться в своих основных чертах, существовал и его антипод – нечто вроде глубокого и мрачного "подполья", мира тёмных смыслов. В этом "подполье" и обитал гностицизм с его апокрифами.
Понятие "подполья" использовал в своём творчестве писатель-христианин Фёдор Достоевский. В его представлении "подполье" – это обозначение всего тёмного, что пребывает на дне человеческой души. Это некий подвал индивидуального "я", куда не проникает свет христианской веры, добра, любви. Это маленькая преисподняя, которую человек носит в себе. Оттуда исходит энергия зла и греха, заставляющая людей нарушать Божьи и человеческие законы.
В учении Христа нет ни "подполья", ни тёмной изнанки. Но "подполье" есть в мире, в котором существует христианство. Оно есть у каждого материального или духовного продукта человеческой деятельности, на котором нет печати Божьего Духа.
Из этого "подполья" вынырнуло и "Евангелие Иуды", насыщенное тёмными, демоническими смыслами, уродливыми каинитскими химерами. Заглядывать в него – всё равно что наклоняться над чёрной пропастью.
Ярко выраженный интерес к теме "подполья" характерен большей частью для тех, кто существует вне христианства. Те неверующие, для которых массовая культура – родная, привычная информационная среда, составляют особую аудиторию. В ней отнюдь не благая весть об Иуде как "друге Христа" и будет какое-то время циркулировать.
В "Евангелии Иуды" нет ни единого проблеска духовного света, ни образа исторического Иисуса, ни достоверных образов Его учеников. Оно населено изображениями их искажённых до неузнаваемости двойников. Помещённые в сумеречное пространство "идеала содомского", во враждебный Богу антимир перевёрнутых смыслов, они представляют собой уродливые карикатуры на Христа и Его учеников.
"Евангелие Иуды", конечно же, не в силах подорвать основы современного христианства. Оно ляжет на библиотечные полки как один из многочисленных литературных памятников противоречивой религиозной истории человеческого рода.

Источник: Владислав Бачинин. Революционер Иуда, или В мире перевёрнутых смыслов // Истина и жизнь. – 2006. - №11.
Tags: Иуда, Каин, Христос, апокриф, христианство
Subscribe

  • ЙОГА ВМЕСТО БОГА?

    Судя по поступающим из Ирана данным, все больше людей в стране отходят от ислама. Некоторые сохраняют веру в высшие силы, но отказываются от…

  • СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАБОТА

    Быт.4:8-16 « И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал…

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments