a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ВОСКРЕСЕНЬЕ в ГЕРМАНИИ

Известный немецкий профессор правоведения Петер Хэберле в 1988 г. опубликовал работу «Воскресенье как конституционный принцип», которая переиздана в 2006 г. с дополнениями автора (Häberle P. Der Sonntag als Verfassungsprinzip. – 2. Aufl. – B.: Duncker&Humblot, 2006. – 120 s.).
Автор рассматривает воскресенье с культурно-антропологической и правовой точки зрения. Он отмечает, что воскресенью как феномену уже более 1000 лет. Воскресенье – это культура, проникшая во все сферы жизни общества, связывающая земное и религиозное. Традиционная «серость будней» в воскресенье сменяется «воскресной одеждой», «воскресным обедом», «воскресной прогулкой» и пр.
Автор подчеркивает, что «воскресенье» – это не просто день отдыха, а христианский принцип, который отстаивают католическая и протестантская церкви Германии, опубликовавшие в 1988 г. совместное заявление, начинавшееся словами: «Воскресенье – это основная ценность нашей культуры».
Статья 139 Конституции Веймарской республики закрепляет, что воскресенье и государственные праздничные дни охраняются законом как дни отдыха от работы и душевного умиротворения. В соответствии со ст. 140 Основного закона ФРГ, ст. 139 Германской Конституции от 11 августа 1919 г. является составной частью Основного закона. Это положение Конституции Веймарской республики послужило образцом для конституций земель Германии. Так, ст. 147 Конституции земли Бавария от 2 декабря 1946 г. полностью воспроизводит упомянутую ст. 139 Конституции Веймарской республики. Конституция земли Гессен от 1 декабря 1946 г. в разделе «Социальные и экономические права и обязанности» в ст. 31 закрепляет правило: «Воскресенья и законодательно установленные праздники являются выходными днями. Исключения могут быть установлены законом или соглашением, если они служат общему благу». Статья 25 Конституции земли Северный Рейн – Вестфалия от 28 июня 1950 г. устанавливает, что «Воскресенье и государственно признанные праздники охраняются законом как дни почитания Бога, душевного умиротворения, физического отдыха и отдыха от работы». На основании сравнительного анализа положений конституций земель Германии П. Хэберле приходит к выводу, что интерпретация «воскресенья как конституционного принципа» должна основываться на следующих принципах: основной принцип отдыха от работы и душевного умиротворения и возможность ограниченных исключений в случае, если работа в воскресенье служит общему благу.
Положение предл. 2 ст. 22 Конституции Веймарской республики о проведении выборов в воскресенье не нашло своего отражения в Основном законе Германии, но было включено в конституции некоторых земель. Например, ч. 3. ст. 80 Конституции земли Рейнланд-Пфальц от 18 мая 1947 г. закрепляет положение: «Днем выборов должно быть воскресенье».
Положения конституций земель конкретизируются в законах земель о выходных и праздничных днях. Например, Закон земли Рейнланд-Пфальц «Об охране воскресных и праздничных дней» от 15 июля 1970 г. в §1 закрепляет следующие положения: «1) Воскресенья, закрепленные законом, и церковные праздники охраняются в соответствии с настоящим Законом. 2) Предписания об охране действуют с 0.00 до 24.00, если иное не установлено предписаниями настоящего Закона». В соответствии с §2 этого Закона к законодательно закрепленным праздникам в земле Рейнланд-Пфальц относятся: Новый год, Страстная пятница, Пасхальный понедельник, 1 мая, Вознесение Господне, Второй день Троицы (понедельник), Праздник Тела Христова, День объединения Германии (третье октября), День Всех Святых (первое ноября), первый и второй Рождественские дни (25 и 26 декабря). Параграф 3 закрепляет, что воскресенья и установленные законом праздничные дни являются днями общего отдыха от работы, и устанавливает в эти дни генеральный запрет работы и любой деятельности, которая нарушает покой или противоречит сути воскресенья или законодательно установленных праздничных дней. Исключения из общего запрета составляют, например, деятельность, разрешенная федеральным или земельным правом, работа немецкой федеральной почты, работа предприятий транспорта, работа на личных садовых участках или уборка дома, если она не нарушает покой соседей (§4).
Вместе с тем автор указывает, что в ФРГ миллионы человек на постоянной или непостоянной основе работают по воскресеньям, а предприятия, ориентированные на предоставление услуг, которыми принято пользоваться в свободное время, добиваются все больших исключений из запрета на работу в воскресные дни. Автор ссылается на статью Е.К. Шлёйха «Священно только свободное время, воскресенье потеряло свое особое значение», в которой выражается мнение о том, что уже давно не существует «воскресной культуры», центром которой была религия, воскресенье стало частью культуры свободного времени.

Источник: Гиряева В.Н. Теория конституционной культуры П. Хэберле // Конституционная культура: Универсальные ценности и национальные особенности: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отдел правоведения; Отв. ред. Алферова Е.В., Андреева Г.Н. – М., 2011. – С.44-56.
Tags: Воскресенье, Германия, культура, юриспруденция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЗАМОК

    Эти фотогеничные руины – одна из самых популярных достопримечательностей Германии. Гейдельбергский замок, по сути, должен был давно…

  • АНГЕЛ из НОЖЕЙ

    Исаии 2:1-4 « Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. 2 И будет в последние дни, гора дома Господня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments