a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ: ХОРОШО НАМ ЗДЕСЬ БЫТЬ

Лк.9:28-35 «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
               29           И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
               30           И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
               31           явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
               32           Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
               33           И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил.
               34           Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35           И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте»
Вот такое необычное событие произошло однажды во время земного пути Иисуса Христа. Наверное, Петр, Иоанн и Иаков, поднимаясь на гору, и предположить не могли, свидетелями чего им предстоит стать. Сложно передать словами их эмоции, мы только видим, что в тот момент, когда ученики стали очевидцами преображения Господня, у них вырвались слова «хорошо нам здесь быть».
Сложно однозначно оценить эти слова Петра. С одной стороны, в словах «хорошо нам здесь быть» отражена любовь к совершенству. Если человеку хорошо в присутствии Божием – он движется в правильном направлении. Но всегда ли так бывает? Народ израильский, будучи выведен Богом из рабства, находясь в пустыне, по пути в землю обетованную, стенал: «хорошо нам было в Египте» (Чис.11:18).
Где хорошо современному человеку? Стандарты массовой культуры нацеливают человека на то, что хорошо там, где правит бал бесстыдство, самомнение, самолюбование. Люди убегают от Бога, от света, во мрак, и говорят: «хорошо нам здесь быть».
Восемь из десяти современных людей равнодушно прошли бы мимо того, что вызвало внутренний трепет у троих учеников Христа, или высмеяли бы всю эту ситуацию, придумали бы какой-нибудь анекдот. Современный человек склонен насмехаться над тем, что ему непонятно, либо использовать это непонятное в своих интересах. Редко кто испытывает благоговение от прикосновения к святыне.
Один из ста захотел бы построить на той горе не кущи, а особняк, обнести его забором и поинтересоваться, сколько стоит вся эта иллюминация и присутствие на этом «празднике жизни» таких известных людей.
В этом смысле реакция учеников заслуживает уважения. Эти слова - «хорошо нам здесь быть» - вырвались хоть и неосознанно, но из глубины души.
Однако не все так просто в оценке того, что выразил Петр. И здесь есть смысл сойти на время с горы Преображения и поговорить о следующем.
Вопрос оценки явлений и событий с позиции «хорошо-плохо» сложен и неоднозначен. Эта сложность обусловлена хотя бы тем фактом, что сам человек по своей природе многосоставен. Наше тело, душа и дух могут расходиться в оценке важности различных факторов. С точки зрения тела хорошо то, что удовлетворяет его потребности. Наше тело нуждается в пище, одежде, оно должно быть здоровым – и это все хорошо. Однако, как сказал Екклесиаст: «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7). Чем же насыщается наша душа? Поскольку психика человека состоит из интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов, каждый из них нуждается в удовлетворении определенных потребностей. Для души хорошо, когда она получает необходимую «пищу для ума», имеет возможность размышлять, анализировать, накапливать знания. Хорошо, когда душа насыщается эмоционально, когда она наполняется радостью и восторгом от прослушивания музыки, созерцания чего-то прекрасного, общения с друзьями. Хорошо, когда человек может реализовать себя в труде и творчестве. В области духа основной потребностью человека является общение с Богом.
С этих позиций мы можем более полно оценить слова, которые неоднократно встречаются в начале Библии: «И увидел Бог, что это хорошо». Эти слова отражают не только эстетическое удовлетворение Бога от сотворенного Им мира. Сотворенный Богом мир хорош, поскольку в нем есть все, чтобы удовлетворить наши с вами нужды. В этом мире мы находим пищу, материал для одежды и жилья. Мы наслаждаемся пением птиц, красками цветов, шумом прибоя, светом солнца. Все это наполняет нас благодарностью и благоговением, мы желаем славить Бога и приходить в Его присутствие. Это тоже важная потребность человека, сотворенного по замыслу Бога. Однако мы не находим Бога в этом мире настолько же явно, как те объекты, которые удовлетворяют наши телесные и душевные нужды. В материальном мире мы находим лишь подсказки, которые ведут нас к Богу. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь» - говорит псалмопевец (Пс.18:2). К сожалению, не каждый видит и слышит эту проповедь.
Этот мир хорош и в плане воспитания человека. Посылая дождь или засуху, взращивая пшеницу или сорняки, давая приплод скоту или допуская его падеж, Бог заставляет грешного человека задуматься и остановиться, приложить усилия к изменению своих путей. В этом мире все хорошо, поскольку все способствует исполнению Божьего замысла.
Если перейти на социальный уровень, то здесь тоже определить, что хорошо, а что плохо, бывает не так просто. То, что хорошо с точки зрения одного человека, может быть ужасно в плане человеческого сообщества. В качестве иллюстрации мы можем вспомнить пресловутого богача, который сломал житницы и построил новые, чтобы поместить невиданный урожай. С точки зрения личного благосостояния, а также с позиций рыночной экономики можно даже похвалить человека, ведь он вложил средства в развитие своего хозяйства. Однако приговор от Бога был суров: «Безумный…» (Лк.12:20).
В принципе, поведение этого человека заслуживает негативной оценки не только с точки зрения стандартов Бога. И в человеческом сообществе в процессе исторического развития выработано много социальных норм – обычаи, традиции, нормы морали и права, корпоративные и религиозные. Проявление благотворительности приветствуется, а жадность и черствость по отношению к ближним осуждается практически в любом сообществе. И каждый человек с определенного возраста усваивает эти нормативы. Как там у поэта: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо?».
Однако бывают случаи, когда норм человеческого общежития недостаточно для того, чтобы оценить определенную ситуацию. Иногда кажется, что то, что делает Бог, не соответствует нормам морали. Один из самых спорных моментов описан в 4-й книге Царств:
4Цар.2:23-24 «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка»
Мы видим, что пророк Елисей проклял детей за, казалось бы, невинную шалость. Более того, это проклятие подтверждено Богом, ведь медведицы в той ситуации явно напали на детей не по воле Елисея. Ситуация крайне неприятная, и многим поборникам нравственности и человечности дает повод обвинять Бога в крайней жестокости.
Как же следует оценить эту ситуацию? Хорошо поступил Елисей или плохо?
Среди исследователей Библии мнения по этому поводу расходятся. Одни обвиняют Елисея в несдержанности, считают, что он совершил серьезную ошибку и долго после этого испытывал угрызения совести. Так, когда у одной вдовы умер сын и она позвала на помощь Елисея, он вначале послал своего слугу, поскольку якобы не мог смотреть на мертвого ребенка, и только после сильных уговоров пошел (4Цар.4:27-30). Говорят также, что именно из-за этого случая он позднее заболел и умер (4 Цар.13:14).
Другие защищают Елисея, причем делают это по-разному. Вот несколько вариантов объяснения этой ситуации.
1) некоторые говорят, что на самом деле пострадали не малые дети, а подростки, которые заслужили наказание от Бога. Почему заслужили – опять же есть разные версии, поскольку из текста не совсем ясно, из какого города они вышли.
Елисей направлялся из Иерихона в Вефиль. Если они вышли из Иерихона, в котором перед этим Елисей очистил источник воды (4Цар.2:18-22), то подростки либо проявили вопиющую неблагодарность, либо были недовольны, что пророк лишил их заработка (по одной из версий, подростки продавали воду жителям Иерихона и зарабатывали на этом). Если дети вышли из Вефиля, который в то время стал центром идолопоклонства, то они, скорее всего, были детьми тех, кого Елисей шел обличить в их отступлении от Бога (как вариант – молодые пророки Ваала). Они насмехались над пророком Божиим, говоря «улетай на небо» или «вознесись, плешивый», намекая на то, что его учитель, Илия был вознесен Богом.Эти подростки фактически высмеивали не только пророка Божьего, но и самого Бога, который дал поручение Елисею пойти в Вефиль.
То есть практически в этой ситуации сбылось то, о чем говорит бог через пророка Осию:
Ос.13:7-9 «И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге.
               8             Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их.
9             Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя»
2) некоторые полагают, что дети пострадали за вину родителей, ведь они повторяли то, что слышали дома. Исполнились слова «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх.20:5).
3) Бог допустил их гибель, поскольку предвидел, что ничего хорошего из этих подростков уже не вырастет. Такое неуважение к старшим в той культуре могли проявлять только крайне испорченные люди.
4) дети вообще не погибли, поскольку в оригинале сказано: «и вышли две пчелы (или осы) из сот и покусали из них 42 ребёнка».
Возможно, есть и другие варианты. Все это показывает, как сложно нам понять и объяснить логику Бога. Появляется даже соблазн считать себя милосерднее самого Бога, поскольку мы бы так точно никогда не поступили.
Думаю, что объяснение этому факту мы рано или поздно узнаем, и оно вполне впишется в понимания Бога как справедливого и милостивого, ведь «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:25).
Этот случай лишь показывает, что действия Бога не всегда можно адекватно оценить с позиций человеческой морали. Для Бога важна не столько наша земная жизнь, сколько наша судьба в вечности. И Его подобные действия следует расценивать не как аморальные, а как сверхморальные (надморальные или внеморальные).
Бог никогда не призывает к аморальным поступкам. К сожалению, в понимании некоторых христиан свобода во Христе дает им право не соблюдать правил приличия и других норм, принятых в обществе. Об этом, в частности, говорит Павел :
1Кор.5:1-2 «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело»
Вот так уже в первоапостольской Церкви были люди, которые полагали, что благодать Божья совместима со вседозволенностью. Однако быть христианином – значит становиться лучше, совершеннее, чище, стремиться к горнему, а не скатываться вниз, потакая своим низменным инстинктам.
Возвратимся теперь на гору Преображения, от которой мы так далеко отошли. Петр в восторге от увиденного обращается ко Христу и говорит: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». И мы видим, что оценка Петра расходится с оценкой Бога.
Втор.16:13-14 «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих»
Праздник кущей был последним в годовом цикле праздником и отмечался примерно в конце сентября, когда жатва завершена и урожай собран. Это был праздник отдыха от полевых работ. Петр наверное подумал, что вот и настал долгожданный момент, когда можно отдыхать и наслаждаться свободой. Однако до праздника было еще очень далеко. И уже в начале следующей главы Христос говорит: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк.10:2).
На горе Преображения Моисей и Илия говорили с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Человек так далеко ушел от Бога в своем самоволии, что только смерть Сына Божия на кресте могла восстановить разорванную связь. И в полной мере понять то, что произошло на Голгофе, ничуть не легче, чем объяснить случай с проклятыми Елисеем детьми.
Мы с вами сегодня, приходя в Дом Божий, можем так же, как Петр, воскликнуть : «Хорошо нам здесь быть!». И это правда, однако мы должны помнить, что наш земной путь еще не завершен. Жатвы много, и нам следует духовно преображаться, просить у Бога мудрости и силы Духа Святого, чтобы исполнить то, что Он нам предназначил.
Tags: Преображение, Христос, плохо, хорошо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments