a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ДУХОВНАЯ МАТЕМАТИКА ч. 1.

Библия для верующего человека, прежде всего – Слово Божье. Каждое слово в ней имеет определенный смысл, подчас и не один. Однако в ней встречается также много чисел и математических действий. Для кого-то все эти цифры и их комбинации имеют лишь второстепенное, иллюстративное значение, а кто-то вкладывает в них особый глубинный смысл. Например, в Ветхом Завете мы встречаем историю о том, как между собой воевали цари – пять против четырех (Быт.14:8-9). Казалось бы, простой исторический факт, и что в этом может быть сокровенного? В Новом Завете мы находим две похожие одна на другую истории, когда Иисус вначале накормил 5000 человек, а затем – 4000. Тоже, вроде бы, обычное описание, хотя и не совсем понятно, зачем описывать случай с насыщением 4 тыс. человек после того, как произошло более грандиозное событие – насыщение 5 тыс., причем меньшим количеством пищи. Однако есть богословы, которые видят во всем этом глубокий смысл. Если предположить, что число «5» является символом Ветхого Завета («Пятикнижие Моисеево»), а число «4» - символом Нового Завета (4 Евангелия), то получается интересная картина. Пять царей потерпели поражение от четырех, т.е., говоря символически, Новый Завет доминирует над Ветхим. В случае же с насыщением 5-ти и 4-х тысяч соответственно можно говорить об исполнении в Иисусе Христе Ветхого и Нового завета, а также о том, что и сегодня мы можем духовно насыщаться из Библии, объединяющей оба завета. Можно соглашаться с такой трактовкой, можно не соглашаться, но следует признать, что библейская «цифровая» символика достаточно обширна и далеко не однозначна. И она представляет интерес не только для «высокого богословия», но и для нашей повседневной жизни.
Порассуждаем сегодня о месте из Ветхого завета, в котором присутствуют элементы «духовной математики».
Исх.20:5-6 «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»
Можем ли мы понимать высказанную здесь мысль буквально?
Что касается слов относительно наказания за вину отцов до третьего и четвертого рода, то они вполне могут иметь реальное применение. Третий и четвертый род - это внуки и правнуки, т.е. те поколения, которые сам человек способен еще увидеть при своей жизни. Наказание Божье не только причиняет определенные «неудобства» согрешившему человеку, но и помогает увидеть последствия непослушания Богу в его детях и внуках. Даже если сам человек не дожил до своих внуков-правнуков, есть окружающие, которые, зная образ жизни человека, могут видеть последствия в его потомках и делать определенные выводы. В этом можно увидеть профилактический характер наказания – если ты любишь своих детей и внуков, поступай так, чтобы им не пришлось расплачиваться за твой образ жизни.
В начале Книги пророка Иоиля содержится плач о погибшем урожае:
Иоиль 1:2-4 «Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки»
То есть не только наказание, но и память о нем наиболее полно хранится на протяжении трех-четырех поколений. Как правило, дальше этого грешная память людская не простирается. Боль, разделенная поколениями, притупляется и не всегда оказывает сдерживающее влияние на собирающегося согрешить человека.
Более того, люди склонны использовать указанные слова как отговорку, оправдание своих проблем грехами прошлых поколений. В ветхозаветные времена была популярна пословица: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Таким образом, народ Божий пытался переложить вину за состояние общества и упадок государства Израиль на предков. И Бог через пророка Иезекииля обличал Свой народ:
Иез.18:1-4 «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет». И продолжая свою речь, пророк говорит: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:20-23).
Таким образом, наказание Божие имеет дисциплинарный характер. Оно обоснованно и вполне измеримо, соразмерно совершенному человеком проступку и реально может проявляться в трех-четырех поколениях. Однако одновременно Бог и обращает наше внимание на то, что, несмотря на нашу плохую наследственность и другие проблемы, корни которых уходят в прошлое, каждый из нас несет личную ответственность за свое моральное и духовное состояние. «Душа согрешающая, та умрет».
В отличие от этого, анализируя слова «творящий милость до тысячи родов», следует заметить, что в них заключена характеристика милости Божьей скорее не количественная, а качественная. Ведь если учесть, что одно поколение длится по меньшей мере 25 лет, то буквальное прочтение библейских слов будет означать, что милость Божья длится до 25 000 лет. Однако история человечества по библейским меркам насчитывает около 6000 лет. Означает ли это, что ближайшие 19 000 лет нам «конца света» не видать? Вряд ли. Речь в этих словах книги Исход идет не о точной цифре или математической пропорции, а скорее о том, что милость Божья неизмеримо превышает Его строгость.

Продолжение следует.
Tags: Бог, милость, наказание, числа
Subscribe

  • ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРИДВОРНОЕ ХРИСТИАНСТВО

    Неестественное смешение христианства с миром достигло своего апогея при императорском дворе Константина – конечно же, не таком…

  • МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

    Монастырь Хор Вирап воплощает неутолимую тоску всего армянского народа об исторической родине и библейской горе Арарат. Словно по иронии судьбы,…

  • РЕФОРМАЦИЯ и ПРАВОСЛАВИЕ в УКРАИНЕ

    Среди особенностей развития протестантизма на украинских землях следует упомянуть о его влиянии на православную церковь. Можно сказать, что в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments