a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПОСТ о ПОСТНЫХ ПРЯНИКАХ

До чего верна марксова формула "Бытие определяет сознание"…
И в детстве, и в юношестве – я страдал полнейшим отсутствием аппетита.
Именно этим объясняю я, отчаянный ныне "рубака", чревоугодник, стерильную чистоту моих помыслов и тупейшую бескомпромиссность в ту пору.
Едоком я был никудышным. Манную кашу не признавал, потому что в ней попадались комки. Котлеты – за вкрапления чеснока. Яичницу терпеть не мог за пузыри на свернувшемся белке, мясо – за хрящи, клубнику – за угристость, коровье масло – за схожесть с оконной замазкой, лапшу – за то, что быстро остывала, какао – за то, что стыло страшно медленно.
В несытые послевоенные годы я рос в относительно обеспеченной семье.
Мама в то время не работала. Отец, скрипач, буквально разрывался на части и служил в трёх местах: в театре русской драмы им. Пушкина (ставка артиста оркестра – 80 р.), в музшколе им. Чайковского (полставки учителя – 40 р.) и в ДК железнодорожников (четверть ставки руководителя ансамбля – 30 р.).
Каждый Новый Год, каждое 23-е февраля, 7-е ноября и 8-е марта, как и в любой благополучной еврейской семье, на столе были рижские шпроты, сырокопчёная колбаса, фаршированная рыба, холодец, паштет, форшмак, винегрет, салат оливье, жареный гусь и наполеон.
Но остро-перчёная (и остродефицитная!) колбаса жгла мне язык, шпроты отвратительнейшим образом скрипели на зубах, холодец отдавал бульоном, паштет таил в себе не перекрученные печёночные жилки, форшмак кишел селёдкой, в винегрете было полно варёной морковки, а в оливье – отварного гороха, покрытого не отслоившейся шелухой. Фаршированная рыба пахла рыбой. Гусь был отталкивающе тучен, а наполеон – тошнотворно приторен. Поэтому за праздничным столом я не ел, а – как говорила моя бабушка – "ковырял".
Единственное, что не вызывало у меня отвращения, так это – пшеничный хлеб-кирпич за 20 копеек и кипячёная водопроводная вода.
Отец обладал творческим подходом. Именно поэтому ему удавалось иногда впихнуть в меня пару ложек картофельного пюре.
Из пюре папа ваял фашистский танк – с волнистой ходовой частью и приплюснутой башенкой. Особое внимание я обращал на дуло танковой пушки. Картофельное дуло должно быть цилиндрическим и не слишком толстым. Иначе это не фашистский танк, а горка съестной субстанции, процесс поглощения которой лишён здравого смысла.
Противотанковый снаряд (роль снаряда играла серебряная десертная ложка) неотвратимо приближался– под папин свист и вой – к цели и аккуратно вгрызался в рыхлую картофельную броню. Фрагменты, отсекаемые от танка, переправлялись отцом – на переплавку – мне в рот. Заодно папа учил меня считать. К 6 годкам на счету у меня было 17 уничтоженных танков.
Уже потом, когда из старших инженеров отдела М1 института "Тяжпромэлектропроект" меня перевели в ведущие и под стакан-полтора водки я мог убрать немереное количество того же холодца или, к примеру, оливье – а папы уже не было на свете, – мама призналась: для повышенной схватываемости материала – отец вбухивал в танковое пюре столь нелюбимые мной сырые яйца. Овладев этой военной тайной, я тут же начал добавлять яйца в бронетехнику, которую уже полным ходом лепил для своего шестилетнего сына.
Помимо недоразвитого аппетита, я имел ещё один порок: страдал подростковой графоманией. Маниакальная склонность к стихотворчеству и абсолютное равнодушие к утробе обрекли мою юность на обстановку исключительной духовности.
Вы спросите: какое отношение этот отрывок из воспоминаний Генриха Шмеркина (Генрих Шмеркин. Борис Чичибабин и русская драма // «Слово\Word» - 2013. - №77.) имеет к теме моего поста? Потерпите – узнаете.
В прошедшую субботу ранним утром я по обычаю оказался на Мерефянском рынке – прикупить мясо-молочно-яичных продуктов «от производителя». И вот, находясь возле места торговли разными печеньками и конфетами, услышал, как подошедшая женщина спрашивает продавца: «нет ли у вас постных пряников?». Некто из стоящих рядом пробурчал: «ага, и постной водочки с постной селедочкой».
Вот и мне, может и не в столь категоричной «водочно-селедочной» форме, как-то непонятно: в чем суть христианского поста? Не в том ли, чтобы наступить на горло своей плоти, требующей рижских шпрот, сырокопчёной колбасы, фаршированной рыбы, холодца, паштета, форшмака, винегрета, салата оливье, жареного гуся и наполеона, и возлюбить «пшеничного хлеба и кипяченой воды»? И не по причине «недоразвитого аппетита», а как раз для того, чтоб показать аппетиту его место. Может быть, следует смирить себя пред Богом, провести ревизию своих помыслов и желаний, жизненных целей и приоритетов? Озаботиться своей падшестью и беспомощностью, сокрушиться и попытаться некоторое время помышлять о горнем, а не о земном?
Или – все свои силы сосредоточить на законническом следовании строгих предписаний постной «диеты», перлюстрации содержимого употребляемых блюд, с периодическим оглядыванием на Бога-«полицейского»: «вот видишь, Боже, я ем не просто голубцы, а постные голубцы, не просто пряники, а постные пряники»…
И все это – в атмосфере «исключительной духовности»!
«Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?» (Ис.58:5).
Tags: пост, э-хе-хе
Subscribe

  • ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ в НАЦИОГЕНЕЗЕ

    Создание современной Турции в результате реформ Кемаля Ататюрка можно рассматривать как парадигматический образец гражданского национализма. Чтобы…

  • ВЫБИРАЙТЕ СЛОВА

    Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев . Послание Иакова 1:19 . Я сидел…

  • О РЕАКЦИИ на СКВЕРНОСЛОВИЕ

    Если человек бесстыдный сквернословит, богохульствует, то лучше сделать вид, что ты чем-то занят и не слышишь его, а самому молиться. Потому что,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments