a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

О МЫТАРЕ и ФАРИСЕЕ

Два человека, говорит евангелист, вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк.18:10). Фарисей – хвастливый ревнитель праведности, пожавший раньше времени плоды добродетели, обогатившийся более гордостью, чем деньгами, пустой надменностью отрясший плод добродетелей, обладатель высокомерия, обвинитель всей природы, нечеловеколюбивый обличитель, беспощадный поноситель, волнение, угрожающее молитве мытаря. И пусть никто не принимает моих слов за простое злословие: выслушав сами речи фарисея, всякий убедится в истинности сказанного мною. Боже, говорит он, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди. Самого себя ты считаешь праведнее всех? Я не таков, как прочие люди. Что делаешь, фарисей? Пусть твоего внимания не заслуживают подобные тебе люди; но Неизменяемый и Человеколюбец сделался человеком – хоть о Нем подумай и отступись от своих высокомерных речей! Скажи хотя бы так: как прочие люди, грабители, обидчики. Все хищники, кроме тебя, фарисей? Все неправедные, ты один только праведник? Все блудники, и добродетель целомудрия свойственна только тебе? Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (ст.11). Только что начала оперяться мысль этого человека, только что начал он расправлять крылья души своей, чтобы устремиться к небу, а ты отягчаешь его тяжестью своих речей, препятствуешь его исповеданию взлетать к Человеколюбцу. Зачем попираешь ты лежачего? Зачем подкладываешь дрова на его огонь? Зачем обвиняешь того, кого и без тебя неослабно поражает совесть?Или как этот мытарь. Но какие деяния мытаря тебе известны? Занимается ли он разбоем? Присваивает ли себе чужие труды? Похищает ли чужое? Жнет, где не сеял? Собирает, где не терял? Ставит сети путникам? Ничего подобного ты, фарисей, за ним не наблюдал, но видишь его пред собой жалким, достойным жалости и помощи. Он лежит ниц, ударяет себя в грудь, как вместилище зла, глаз не смеет поднять на небо; может быть, и от звезд он ожидает обвинения или, скорее, думает, что множество грехов его написано на тверди небесной; как подсудимый, он и становится вдали от святилища. Будь милостив ко мне, восклицает он, как уже осужденный. Разве ты не читал написанного: не насмехайся над человеком в горести души его (Сир.7:11)? Он в горе; вместо множества обвинителей его окружают мрачные мысли; укоры совести побуждают его бить себя в грудь; он сам для себя сделался палачом. Его угнетенность тебя не трогает? Не возбуждает в тебе сострадания это поникшее долу лицо? Не смягчает твоего бессердечия вид этого человека, не смеющего очей возвести к небу? Когда он был мытарем, тогда тебе нужно было упрекать его подобным образом, а ему следовало тогда стыдиться не только перед тобой, но и пред всяким человеком. А теперь, когда он осознал свои грехи, когда, увидев раны души своей, прибег к Врачу, безмездно врачующему, когда, вспомнив о прегрешениях, он припал к непамятозлобному Владыке, теперь напрасно, о фарисей, ты его унижаешь. Или как этот мытарь. Разве нет других мытарей, еще не полюбивших сладостный плач покаяния? Если уж у тебя так сильно желание обвинять грешников, обрати твой язык против них, до сих пор еще увязающих в сетях корыстолюбия. А против этого твоя неприязнь излишня и напрасна.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо (Лк.18:13). Совершенно так, как будто он произнес эти слова Манассии: я недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих. Много пороков было собрано в душе мытаря: неутолимая страсть к деньгам, беспредельная любовь к неправде, ненасытное хищение; мытарь — общее зло для человеческой природы, законный обидчик, хищник, не подлежащий обвинению, бесстрашный вор, неуличимый разбойник, неустранимый вред, волк разумных овец, зверь в образе человека. С такими пороками вошел мытарь в храм. Натворив все эти беды и взвалив на свою душу тяжкое бремя грехов, он почувствовал невыносимую тяжесть своей ноши и тогда-то стал искать облегчения себе, но нигде не находил его. После страшных усилий он нашел наконец способ облегчения: он вспомнил обращенный к грешникам призыв Господа: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11:28). Вспомнив об этих словах, он поспешил к храму Божию с тяготевшим над ним бременем; изнемогая под его тяжестью, но в силах будучи сносить его более, он пал на лицо свое и говорил Владыке: будь милостив мне грешнику! За мною нет никакого доброго дела, я отягощен одними пороками, мои беззакония превзошли число песка морского, умножились больше, чем волосы на моей голове. Я вижу уже, как обиженные мной призывают на меня суд Твой; слышу, что пред престолом Твоим будут положены отверстые книги, в которых конечно и вопли путников записаны. Никакая неправда не укроется от Твоего неподкупного ока; для оправдания время прошло, для бегства не остается места. Я не смею поднять глаз к небу, но и на землю, свидетельницу моих преступлений, боюсь посмотреть. Даже бездушная природа обличает великого грешника. Поэтому, прибегая к Тебе, Владыке всех, одну только эту нахожу мольбу о помощи: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Велика груда моих зол, но что она перед бездной Твоей благости? Для человеческих сил мое спасение невозможно, но для Тебя, Владыко, все возможно. Конечно, если Ты сошел на землю ради праведных, тогда я напрасно пришел в храм Твой, возгнушавшись своим ремеслом; но если и на грешников Ты обращаешь внимание, или — лучше сказать — ради них Ты и снизошел к Своему созданию, тогда не оставь не оправдавшейся моей надежды на Тебя, но уврачуй мое сокрушенное сердце, оживотвори меня, помертвевшего от грехов. … Моя душа изранена, как у блудницы прежде покаяния; мной все гнушаются, как кровоточивой до исцеления, считавшейся по закону нечистой; я расслаблен душой больше, чем расслабленный — телом; я страдаю очами души, как слепой от рождения — очами тела; я мертв от постоянных падений, моя душа заключена в теле, как Лазарь был заключен в гробу. На мне одном отяготели чуть ли не все те бедствия, которыми угнетены были — каждый в отдельности — те, которые Тобой помилованы. Но Ты, всех помиловавший, помилуй и меня: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Что же на это человеколюбивый Судия, щедрый наградитель совершающих путь покаяния? И похвальбу фарисея Он обуздал, и покаянием мытаря был тронут. После того как первый из них словами своими, как бы сильными ветрами, отряс плод души, а второй, уничижив самого себя, не встретил другого обвинителя, каждый из них получил по достоинству свое. В самом деле, сделавшегося своим собственным обвинителем Господь отпустил свободным от осуждения, а фарисей, выставивший на вид свои добродетели, оказался беднее мытаря. С обоими совершился поворот: у одного бедность сменилась богатством, другой от богатства ниспал к бедности. В самом деле, что говорит Господь? Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (ст. 14). О, какое зло — недуг гордости! Фарисей вошел в храм богатым, как бы увенчанным цветами добродетелей; вместе с ним вошел мытарь, лишенный всякого оправдания. Но последний, благовременно смирив себя, был возвышен, а тот, возвысивший себя на неподобающую высоту, претерпел постыдное разоблачение. Как полезно было бы ему вспомнить забытые им наставления! Как полезно было бы прислушаться к этому пророческому голосу: смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10)! Как полезно было бы для него во время удержать язык и сохранить богатство, приобретенное многими трудами! В одно ведь несчастное мгновение утратил он те добродетели, на стяжание которых потребовалось немало времени. Может быть, не слышал фарисей написанного, что мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16:5)? Не знал этих прекрасных слов: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3)? Наверное, знал он и то и другое, но сила тщеславия взяла в нем верх. Постараемся же приобрести смирение мытаря и облегчим себе бремя тяготеющих на нас грехов; возненавидим гордость, которой фарисей погубил богатство добродетелей. Будем помнить, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Источник: Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Избранные поучения. - Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005. - С.658-664.
Tags: Иоанн Златоуст, гордость, смирение
Subscribe

  • ЙОГА ВМЕСТО БОГА?

    Судя по поступающим из Ирана данным, все больше людей в стране отходят от ислама. Некоторые сохраняют веру в высшие силы, но отказываются от…

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • БОРЬБА с НЕВЕРИЕМ

    Один из первых шагов к борьбе с неверием - это осознание того, что оно часто искушает нас уникальными и личными способами. "верую,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments