a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Прочитаем две ветхозаветные истории. Первая произошла после того, как царь Соломон просил у Бога разума, чтобы уметь судить.

З Цар.3:16-27 «Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.

17           И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;

18           на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;

19           и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;

20           и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;

21           утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

22           И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

23           И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.

24           И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

25           И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

26           И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

27           И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать»

Вторая история – из книги пророка Ионы.

Иона 3:3-10 «И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

5             И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

6             Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,

7             и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,

8             и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

9             Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем'.

10           И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел»

На первый взгляд, между этими историями нет ничего общего. Между тем, есть нечто такое, что их объединяет.

Прежде всего, и в первом, и во втором случае речь идет о суде. В первом случае в качестве судьи выступает человек – царь Соломон, во втором – сам Бог.

Основанием для суда в обоих случаях является грех. В первом случае мать делает подмену, заменив своего мертвого сына живым ребенком другой женщины. Во втором случае Бог прибегает к суду над великим городом, потому что «злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2).

И в том, и в другом случае есть определенный приговор. Решение Соломона: «рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Решение Бога: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена». Оба приговора несут в себе смерть.

В обеих историях есть те, кто согласен с приговором, и те, кто не согласен. В первой истории – это сами женщины-«истицы». Одна говорит: «о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его», а вторая: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Во второй истории царь Ниневии и все население этого города не согласны с приговором. Они объявляют пост и молитву. Для чего? «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона3:9). Но был и тот, кого смертный Божий приговор вполне устраивал. Это был пророк Иона. После того, как Бог отменил свой вердикт, происходит следующее:

Иона 4:1-3 «Иона сильно огорчился этим и был раздражен.

2             И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.

3             И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить»

Кто вызывает у нас больше симпатий: та женщина, которая согласилась с приговором, или та, которая просила о его отмене? Пророк Иона, который забрался на гору и приготовился наблюдать, как справедливый Бог будет разрушать Ниневию, а нечестивые грешники будут корчиться в муках, или ниневитяне, которые взывали к Богу о милости?

Интересный момент. Достаточно распространенной является мысль о том, что перед лицом воли Божией следует смириться, а приговор суда должен быть исполнен. С формально-юридической стороны прав тот, кто стоит на стороне суда. Приговор высшей судебной инстанции часто заканчивается словами: «решение окончательное и обжалованию не подлежит». Во все времена (особенно в древние) власть правителя основывалась на твердой руке и неизменных решениях. Когда коварный замысел Амана по истреблению иудеев был раскрыт, решение все равно не могло быть повернуто вспять, поскольку «письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить» (Есф.8:8).

Однако наш Господь – это Бог, у Которого милость превозносится над судом (Иак.2:13). И в обеих прочитанных нами историях смертный приговор отменяется. И отменяется он потому, что нашлись те, кто не согласен с приговором.

Вспомним историю праведного Иова. В одночасье он потерял почти все: богатство, детей, здоровье, и все, что еще у него оставалось – это жизнь. И вот в этих невыносимых условиях близкие люди дают ему два совета. Жена советует: «Похули Бога и умри» (Иов 2:9). Друзья говорят: признай, что ты виноват, ведь Бог справедлив, и если ты страдаешь, значит, ты этого заслужил. Другими словами – «смирись и умри». Практически Иову предлагается сделать выбор между смертью и смертью.

Как чаще всего поступают люди, когда сталкиваются с Божьим судом и с перспективой смерти? Или насмехаются (вариант «похули Бога и умри»), или соглашаются (будем пить и гулять, ибо завтра умрем). Все тот же выбор между смертью и смертью.

Но в случае Иова мы видим, что он избирает третий путь. Иов потребовал суда от Бога. Он готов был судиться с Богом! Казалось бы, это очевидная дерзость и безумие. «Нет, - говорит он, - я не буду ни хулить Бога, ни смиряться со своим состоянием. Но не потому, что я гордый. Просто мой Бог не такой, как вы Его мне нарисовали». Иов не желает мириться со смертью, ведь Бог – это Господин Жизни.

Иов 19:25-27 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»

И сам Бог свидетельствует, на чьей Он стороне:

Иов 42:7-8 «…сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов»

Очень часто происходит удивительная вещь: человек, которого постигло тяжкое бедствие, оказывается духовно более крепким пред лицом обрушившегося несчастья, чем те, кто пришли его поддержать. Мы приходим к постели безнадежно больного, чтобы помолиться о его выздоровлении, между тем мы обнаруживаем, что нуждаемся в его молитвах не меньше, а может, даже больше, чем он в наших.

Во всех этих историях мы видим с вами, что человек может противостать приговору суда, приговору Бога, если отмена приговора будет торжеством жизни над смертью.

Хотел ли Соломон смерти младенца? Нет, но он поставил тех женщин перед реальной угрозой смерти, и тогда открылось то, что было глубоко в их сердце. И жизнь победила. Любовь победила. Если бы настоящая мать сразу, до суда, отказалась от своего малыша и отдала его сопернице, она бы осталась без сына. Но когда она отказалась от него перед лицом смерти, во имя жизни – она обрела своего сына.

Хотел ли Бог гибели жителей Ниневии? Если бы хотел, то не посылал бы в этот город Своего пророка. Да, эти люди были неистово развратные, грешные, но перед лицом смерти они сделали правильный выбор – они выбрали жизнь. Они поверили, что смерть реальна, и Божий суд справедлив и реален, но они почувствовали сердце Бога, который не хочет, чтобы кто-нибудь на этой земле погиб.

Об этом говорил Иисус:

Лк.11:31-32 «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32           Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы»

Почему царица южная готова восстать на суд с людьми рода сего? Она пришла от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, а здесь Сын Божий сам пришел к ним, как говорится, «с доставкой на дом». И что же? «Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба» (Лк.11:15-16).

Почему ниневитяне готовы судиться «с родом сим»? Потому что они сумели поверить, что приговор может быть отменен. Они осознали свою греховность и приняли милость Божию. Они увидели Его любящее сердце, которое не желает смерти грешников. Они не стали делать выбор между смертью-вызовом и смертью-обреченностью, они выбрали жизнь.

Это верно и для нас. Если мы воспротивимся суду Божию – нас ждет смерть. Если мы согласимся с судом Божиим, в соответствии с которым наказание за грех – смерть, мы тоже умрем. Узнав о том, что все умирают и что смерть эта наступает в согласии с волей Божией, люди часто выбирают лишь способ - как умереть: в борьбе с Богом или убедив себя, что такова воля Божия и умирать действительно надо. А действительно ли надо, желает ли этого Бог? И что означает в этом случае исполнить волю Божию: смириться с неизбежностью смерти или начать искать путь, ведущий к жизни?

Итак, есть третий путь: путь покаяния, путь любви. Если наши сердца будут биться в такт с сердцем Бога, нас ждет жизнь. Бог вынес свой приговор этому грешному миру, и Он сам не может отменить его. Отменить его должен человек, изменив свое отношение к Богу и к самому себе. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор.11:31).

Больше и лучше обо всем этом сказано здесь http://www.igumen.ru/index.php3?id=12

Tags: Бог, жизнь, покаяние, смерть, суд
Subscribe

  • ТЫ ГОТОВ ?

    ³⁵ Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. ³⁶ И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака,…

  • ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ ч.2.

    И в чем же тут тайна? Как понять — почему, как магнитом, человечество притягивает к личности Иисуса Христа, хотя он пришел в мир уничиженный,…

  • ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ ч.1.

    Итак, мы с вами идем к завершению нашего путешествия по эпохам, по кругам миросозерцаний. И мы подошли к вершине, к тому сверкающему горному…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • ТЫ ГОТОВ ?

    ³⁵ Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. ³⁶ И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака,…

  • ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ ч.2.

    И в чем же тут тайна? Как понять — почему, как магнитом, человечество притягивает к личности Иисуса Христа, хотя он пришел в мир уничиженный,…

  • ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ ч.1.

    Итак, мы с вами идем к завершению нашего путешествия по эпохам, по кругам миросозерцаний. И мы подошли к вершине, к тому сверкающему горному…