a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

РАДУЙТЕСЬ и БЕРЕГИТЕСЬ

Всегда приятно писать и получать письма, которые дают повод для радости. Одно из таких писем мы находим в книге Деяний святых Апостолов:

Деян.15:23 «…Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться»

Это, в общем-то, стандартное для тех лет приветствие приобретает особый смысл, если учесть, кто, кому и по какому поводу пишет это письмо. «Кто» Апостолы, пресвитеры и братья из Иерусалима, в абсолютном большинстве своем иудеи, среди которых были и «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян.15:5). «Кому» братьям из язычников. Уже это обращение - повод для радости, потому что ранее иудеи называли язычников «необрезанные», «псы», давали им другие подобные клички. Это было настолько распространено в то время, что даже Иисус в беседе с женщиной-хананеянкой называет язычников псами (Мф.15:26-28). А тут вдруг «братья». «По какому поводу» - по вопросам соблюдения закона и обрезания, которые обрели в то время особую актуальность. Ведь «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1). И вот, обсудив этот вопрос, начальствующие иерусалимские братья пишут:

Деян.15:24-29 «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

                25           то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

                26           человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

                27           Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

                28           Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

                29           воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

После этого мы читаем:

Деян.15:30-31 «Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении»

Книга Деяний была написана около 63 г. от Р.Х. Примерно в то же время, когда Лука описывал события последних трех десятков лет церковной истории, один из предавших душу свою за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян.15:26), Павел, находясь в узах, пишет письмо поместной церкви в Филиппах. В этом письме есть такие слова:

Филипп.3:1-2 «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания»



Из этих слов можно сделать вывод, что отмеченная проблема и спустя многие годы оставалась актуальной. Но здесь мы обнаруживаем и важную трансформацию: если раньше псами и необрезанными именовались язычники, то теперь псами и злыми делателями Павел называет лжеучителей, которые продолжали делать акцент на соблюдении ветхозаветного закона, обрезания и т.п.

Он называет их «псами», в том смысле, что все их стремления нечисты по существу, не смотря на видимую свою святость: пес считался у евреев нечистым животным (Ис. LXVI, 3; Матф. VІІ, 6). Они — злые делатели — точнее: «дурные работники» на ниве Божией, потому что вредят Евангелию, вводя в сознание верующих новую, неправильную, мысль о необходимости соблюдать, кроме евангельских предписаний, и требования закона Моисеева. Наконец — они «обрезание» — правильнее: «уродство, простое искалечивание или искалеченные» ( κατατοµ, а настоящееобрезание называется περιτοµ). В самом деле, обрезание, котораго требовали иудействующие, утратило уже свой первоначальный символический смысл и превратилось в простую безсмысленную операцию.  Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А.П. Лопухина. Послание к Филиппийцам. http://mystudies.narod.ru/library/l/lopuhin/bible/phil.html

Вы можете спросить: какое это имеет отношение к нам? Ведь сегодня в христианской среде никто в серьез не проповедует обрезание и прочие «прелести» иудейского закона. Если абстрагироваться от конкретных исторических условий, в которых были написаны эти слова, какое послание указанная цитата несет тем, кто живет в условиях ХХI века?

«Берегитесь псов…»

Слово «псы» встречаются в Библии во многих местах, и практически всегда – в негативном контексте.

Пс.21:17 «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои»

Здесь под псами понимаются люди жестокие, безжалостные и коварные, склонные к издевательствам над верующими. Вы еще можете совладать с ними поодиночке, но когда они собираются в стаи, образуя «скопище», то готовы разорвать христиан в клочья. О них предупреждает нас Иисус: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

Ис.56:10-11 «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть»

Здесь содержится предупреждение о корыстных и ненасытных пастырях, которые без личной выгоды и пальцем не пошевелят. Алчность и духовная лень – вот тот коктейль, который рождает многие ереси и приносит разделения в тело Христово.

2 Петр.2:22 «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи»

Кого Петр имеет в виду? Тех христиан, которые, «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими» (1Петр.2:20), т.е. возвращаются к своим старым грехам.

Подробнее о псах см.: http://ysipko.ru/prichem-zdes-sobaki/

«…берегитесь злых делателей…»

Кто такие злые делатели? Прочитаем еще два места:

Лк.13:23-27 «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

                24           подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

                25           Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

                26           Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27           Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды»

Откр.22:14-15 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду»

Как мы видим, формальная близость к Иисусу Христу («мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты») не приближает человека к спасению. Для того, чтобы «иметь им право на древо жизни и войти в город воротами», следует перестать «любить и делать неправду» и начать «любить и делать правду», т.е. соблюдать заповеди Христовы.

«…берегитесь обрезания»

Чтобы «адаптировать» эти слова к тем из нас, которых сегодня никто не принуждает совершать обрезание, следует прочитать следующий стих:

Филипп.3:3 «потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся»

Вопрос отказа от обрезания, таким образом, шире, чем простой запрет членовредительства ради того, чтоб Богу угодить. И здесь возникает даже не один, а три вопроса: «кому и как мы служим?»; «кем или чем хвалимся?»; «на кого или на что надеемся?». Следует служить Богу духом, а не «буквой», хвалиться Христом, а не собой, возлагать надежду на милость и любовь Божию, а не на собственные плотские усилия.

И в завершении хотелось бы обратить внимание на интересное сочетание слов, стоящих в анализируемом отрывке в повелительном наклонении: «радуйтесь и берегитесь». То есть христиане не должны быть ни легкомысленно-восторженными, видящими все в розовом цвете, ни озабоченно-подозрительными, раскрашивающими мир мрачными тонами. В выделенном сегодня отрывке Павел трижды говорит «берегитесь» и однажды – «радуйтесь», но из этого не следует, что в жизни христианина пропорция должна быть именно такой. В целом в послании к филиппийцам Павел больше говорит о радости, хотя лично для него это было не самое радостное время. Таким образом, нам нужно быть осторожными и внимательными, но также и находить время для радости, которая проистекает из того, что есть Бог, и Он нас любит, и Его любовь явлена на Голгофе и подтверждена в Воскресении, и мы Его дети, и Он приготовил нам Царство, и Он придет за нами, как и обещал. И да будет Ему за это вечная слава, аминь.



Tags: Христос, закон, обрезание, радость
Subscribe

  • БАЛЬТАЗАР ГУБМАЙЕР

    10 марта 1528 года в Вене был сожжен на костре в возрасте 47 лет от роду Бальтазар Губмайер, один из вождей анабаптизма. В тридцатых годах…

  • ЧЕСТНЫЙ ЭЙБ

    В политике он появился буквально из ниоткуда. Долговязый, худощавый, с простым крестьянским лицом – именно в таком, вовсе нетипичном для…

  • ТАЙНА ГИБЕЛИ ЛЮДОВИКА XVII

    21 января 1793 г. Людовик XVI взошел на эшафот . Согласно древнему правилу престолонаследия, корону получает старший из живущих сыновей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments