a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЦЕРКОВЬ и РЕЛИГИЯ в СКАЗКЕ БОЧКИ СВИФТА

Какое произведение у вас ассоциируется с именем Джонатан Свифт? Уверен, что в девяти из десяти случаев вы назовете «Путешествия Гулливера». Однако самой первой значимой работой этого известного английского автора был памфлет «Сказка бочки». Этот труд не только выявил сатирический талант писателя, но и послужил причиной его неудачной карьеры. При дворе королевы Анны произведению и его автору была дана негативная оценка, а для самой Анны Свифт навсегда остался хулителем веры, религии и церкви.

В своем памфлете Свифт предпринял попытку критики всех ветвей западного христианства и попытался найти ответ на вопрос: какая из христианских церквей более предпочтительна с точки зрения внутренней стабильности Англии? Для решения этого вопроса у автора была определенная подготовка: Свифт учился в колледже Святой Троицы в Дублине и в 1686 г., получив массу выговоров за неудовлетворительное поведение и пропуск занятий, получил степень бакалавра искусств с формулировкой «по особой милости».

Название памфлету дал фразеологизм «A Tale of a Tub», который в английском языке имеет значение пустой болтовни. Второе значение названия дал сам автор: «у моряков существует обычай, когда они встречают кита, бросать ему для забавы пустую бочку и тем отвлекать от нападения на корабль». Китом Свифт называет множество «умников», которые своими писаниями раскачивают корабль-государство. Произведение, по замыслу автора, направлено на обличение «грубых извращений в религии и науке».

Искажения религии автор излагает в притче о трех братьях, Петре, Мартине и Джеке. Соответственно, Петр представляет католицизм, Мартин – лютеранство и англиканство, Джек – кальвинизм и диссентеров (пуритан).


«Жил когда-то человек, у которого было трое сыновей…». Умирая, он подозвал сыновей и преподнес им по кафтану, которые при бережном обращении сохранятся свежими и исправными в течении всей жизни владельцев, будут расширяться и удлиняться соответственно их росту. Всего два условия ставил отец сыновьям: «носить их опрятно» и «по-братски и по-дружески» жить в одном доме. Первые семь лет братья соблюдали указания покойного отца, но потом, оказавшись в некоем городе, принялись ухаживать за тремя дамами: герцогиней dArgent, мадам de Grands Titres, графиней d’Orgueil (сребролюбие, честолюбие и гордыня). Кафтаны показались братьям устаревшими, тем более что в моду вошли аксельбанты, а затем золотые галуны. Не найдя в отцовском завещании дозволения на изменение кафтанов, братья решили его вывести самостоятельно, сначала поиском слогов, а затем и букв, составляющих слово «аксельбант». Но текст завещания отказывался предоставить братьям необходимые слога и буквы. Тогда они пошли на подлог – заменили недостающую букву. Далее история повторилась с галунами, атласом, серебряной бахромой, вышитыми индийскими фигурками мужчин, женщин и детей. Один из братьев попытался проявить недовольство, но остальные быстро поставили его на место. В довершение всего, братья, уставшие искать в завещании отца дозволения на украшение кафтанов, а при отсутствии оных – придумывать их, заперли завещание в крепкий ящик, «привезенный из Греции или Италии». В такой аллегории Свифт рисует историю дореформационного христианства. После выхода «Сказки бочки» в свет, литератор У. Уоттон (1666–1727) опубликовал «Замечания о Сказке» – пространный отзыв, в котором разбирал символику произведения. Завещание отца, по мнению литератора, – Новый Завет; братья – ветви Западного христианства; украшение кафтанов – порча изначального христианства. Свифт показывает ее как реакцию братьев на вызовы моды, т.е. события извне, обмирщение религии. Каждое украшение символично: аксельбанты (непременная часть военного мундира имперской армии с XVII в.) и галуны, которые привез из Парижа некий вельможа, можно трактовать как указание на конфликт папства со светской властью. «Атлас огненного цвета», по Уоттону, символ Чистилища, догмат о котором был принят 6 июля 1439 г. (Булла Laetentur Coeli папы Евгения IV). «Серебряная бахрома» – пышность римско-католической церкви. С внесения ее в кафтан начинается недовольство одного из братьев. Усмотреть историческую параллель здесь несложно: деньги на строительство базилики св. Петра римская курия зарабатывала продажей индульгенций в землях Империи, что вызвало возмущение виттенбергского монаха Мартина Лютера, изложенное в «95 тезисах». Наконец, вышитые «индийские фигурки» – идолопоклонство. Ящик, «привезенный из Греции или Италии», в котором заперли завещание, — это греческий (Септуагинта) и латинский (Вульгата) переводы Библии, с которыми подавляющее большинство мирян не имели возможности ознакомиться самостоятельно (только Реформация сделает чтение Священного Писания доступным).

Далее Свифт повествует о разрыве между братьями. Петр, инициатор всех предыдущих изменений, занялся откровенным зарабатыванием денег. «Прожекты» Петра – новые извращения религии. Другие два брата долго терпели верховенство Петра, но когда он повелел выгнать из дома их жен (целибат), отказал им в причащении вином (католицизм запрещает причащение вином мирян), а во время ужина вместо мяса предложил братьям хлеб, выдавая его за баранину (реальное и номинальное пресуществление), они решили Петра покинуть. На требование братьев выдать им копию отцовского завещания Петр ответил проклятиями в их адрес. Покинувшие Петра братья, твердо решив «исправить все допущенные ошибки и принять в будущем все меры к строжайшему исполнению отцовских предписаний», приступают к делу. Тогда-то и проявилась разница характеров братьев. Мартин, рассудив, что целостность кафтана важнее, устранил лишь те украшения, которые возможно было снять, не повредив его. Это, по мнению Мартина, «больше всего соответствовало духу и смыслу отцовского завещания». Иначе поступил Джек. Целостность кафтана его не заботила — он отрывал все без исключения украшения. В результате его кафтан превратился в лохмотья. Характер спокойного, благодушного, «флегматичного» Мартина резко контрастирует с неуравновешенным, переполненным злобой к Петру Джеком. В итоге Джек доходит до помешательства рассудка, над ним потешаются прохожие, его начинают путать с Петром, ибо, как отмечает Свифт, «лохмотья всегда имеют какое-то забавное сходство с роскошью».

История братьев должна была получить продолжение во второй части «Сказки», но она затерялась, и автор смог припомнить лишь некоторые детали так и не изданного произведения: Джек и Петр вступают в сговор с целью «обобрать до нитки» Мартина, которому, правда, удалось сбежать. Джек покинул Петра, украв у него «охранную грамоту» (свобода совести, дарованная подданным Яковом II). В довершении ко всему, «лохмотья Джека» вошли в моду при дворе нового английского государя – протестанта кальвинистского толка Вильгельма III Оранского.

По мнению автора статьи (А.П. Пучкова), Свифт в «Сказке бочки» защищал англиканство, но не как религиозное учение, а как государственную организацию, политический институт, жизненно необходимый для стабильности страны. Фигура Мартина, символизирующая, в первую очередь, англиканскую церковь, действительно выглядит наиболее предпочтительно в сравнении с Петром и Джеком, представляет срединный путь развития Западного христианства. Свифт считал, что господство государственной англиканской церкви является гарантией социальной и политической стабильности, в сотрудничестве и взаимопонимании двух институтов (церкви и государства) он видел залог процветания нации.

 

Источник: Пучков П.А. Церковь и религия в «Сказке бочки» Джонатана Свифта // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2009. – №4. – С.96–101.

Tags: Свифт, история христианства, католицизм, протестантизм, христианство
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ВРЕМЕНАХ ГОДА

    Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете. Хун Цзычен У…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ ЖОЗЕФА ЖУБЕРА

    Жозеф Жубер (1754—1824) – французский писатель-романтик и моралист Слова разговорчивого идут изо рта, слова красноречивого…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ об ИЗДЕРЖКАХ ДЕМОКРАТИИ

    Сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества. Эдвард…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments