a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ

Лк.9:18-26 «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

                19           Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.

                20           Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

                21           Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

                22           сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

                23           Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

                24           Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

                25           Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26           Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов»

 

Часто понимание о кресте, который мы должны нести, сводится ко всем жизненным проблемам. Непослушные дети – крест, пьющий муж – крест, ребенок-инвалид – тоже крест… Конечно, подобные обстоятельства давят нас и гнетут, но не каждое бремя в нашей жизни можно назвать крестом. Подобные проблемы случаются и с теми, кто, в общем-то, и не собирается идти за Христом. Здесь же Иисус говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Все должно начинаться с осознанно выбранной цели - следовать за Христом. Далее - необходимо «отвергнуться себя», и только потом «взять крест свой».


Что значит отвергнуться себя? Прежде всего, это означает, что мы должны перестать считать себя центром вселенной. Ведь это в грешном человеке заложено на подсознательном уровне. Даже если мы этого и не признаем, и считаем себя человеком, который объективно оценивает себя и свои способности, все же это в нас живет. Не зря апостол Павел говорит римлянам:

Рим.12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

Эти слова адресованы «всякому из нас»: проповедующему и слушающему, миссионеру и простому «прихожанину», скромному и не очень.

Как понять слова «думайте скромно, по мере веры»? Означает ли это, что чем больше во мне веры, тем больше я должен о себе думать? Думается, что напротив, чем больше в человеке веры, тем скромнее он о себе думает. Зависимость здесь обратно пропорциональная. Сам Павел вначале был о себе высокого мнения:

Деян.22:3 «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге»

Но позднее он говорит о себе уже иначе:

1 Кор.15:9 «я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию»

Может быть, мы не признаем, что считаем себя лучше других, но все же это в нас присутствует. Это подтверждает такой небольшой пример: предположим, дружат два мальчика, Вася и Петя. Они что-то такое нехорошее натворили, и какова будет реакция их родителей? Мама Васи будет убеждена, что это Петя плохо влияет на ее сына, то же самое о Васе будет думать Петина мама. Поскольку дети являются продолжением нас самих, то мы подсознательно считаем, что они у нас лучше. Почему? Да потому что мы сами лучше. Ни одна мама не признает, что ее чадо создало плохую компанию; нет, скорее она поверит, что оно попало в плохую компанию.

Отвергнуться себя означает также, что мы не должны считать, что все в этом мире принадлежит нам. Но это тоже глубоко заложено в человеке. Ребенок, едва научившись сжимать ручонки, уже все тянет к себе, и ему бывает очень трудно объяснить, почему игрушки, которые ему нравятся, не принадлежат ему, ими почему-то играют другие дети. Со временем, вырастая, человек учится скрывать или подавлять в себе этот «рефлекс», но проблема остается, иначе Богу не пришлось бы давать нам 10-ю заповедь:

Исх.20:17 «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»

Ох, как бы многим хотелось «вышкрябать» со скрижалей Божиих это слово «ничего». Ну хоть что-то хочется же пожелать, что есть у ближнего моего!

Отвергнуться себя означает также отказаться от своеволия, от своего понимания, как правильно жить. Один древнегреческий философ сказал, что человек есть мера всех вещей. Но это слишком ненадежная, непостоянная мера. Мерой может быть только что-то стабильное. Недаром в предместье Парижа было создано Международное бюро мер и весов, где хранятся эталоны метра, килограмма и т.п. Эквивалентом подобных эталонов в нашей духовной жизни могут быть только Божьи стандарты. Если каждый начнет строить отношения с другими людьми на основании своего собственного понимания справедливости, то мы придем к «войне всех против всех».

Отвергнуться себя – это значит перестать жить исключительно для себя. Те библейские персонажи, которые думали только о себе, крайне неприятны (человек, сломавший житницы и построивший новые, богач из причти о богаче и Лазаре, человек, которому царь простил огромный долг, а он не смог простить своему другу даже малого и вверг его в долговую тюрьму…). Если бы сегодня про этих людей снимался фильм, то, вероятнее всего, их роли предложили бы тем актерам, которые обычно играют отъявленных негодяев.

Христианская жизнь начинается с искреннего покаяния. Для того, чтобы покаяться, нужно признать свою греховность. В этом также заключается отвержение себя. Не оправдывать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, а раскаяться и признать свою полную несостоятельность перед лицом Бога.

Возьми крест свой… Это именно наше осознанное решение. Ребенок-инвалид не может быть крестом, поскольку не мы решаем, что он должен быть таковым. Эта проблема уже присутствует в нашей жизни независимо от того, принимаем мы ее или нет. О том, что значит «взять крест», можно сделать вывод из предыдущего стиха, где Иисус говорит о Самом Себе:

Лк.9:22 «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»

Христос говорит об этом, поскольку он принял твердое решение пройти через все это. Иначе Он был бы похож на того человека из рассказанной Им Самим притчи, который начал строительство и не окончил его, поскольку прежде не рассчитал своих возможностей. Христос осознанно взошел на крест. Пророк Исаия обращает наше внимание на 4 аспекта креста Христова:

Ис.53:12 «[Он] 1) предал душу Свою на смерть, и 2) к злодеям причтен был, тогда как 3) Он понес на Себе грех многих и 4) за преступников сделался ходатаем»

Из всего этого для нас недосягаемо, пожалуй, лишь третье – «понести на себе грех многих». Однако христианам доступны три других момента: 1) мученичество; 2) перенесение поношения; 3) ходатайство за гонителей.

Применение сказанных Христом слов к себе не значит, что каждый из нас будет много страдать, и будет отвержен, и убит. Страдания, безусловно, будут, но не обязательно, что у всех христиан их будет «много». Как не обязательно и то, что все дети Божии будут материально богаты еще в этой жизни. Речь о нашей готовности пойти на все ради Христа. Порой явные гонения переносятся даже легче, чем насмешки и неуважение окружающих. Вспомним Петра, который готов был «на смерть идти», а столкнулся со словами обычных людей, которые говорили, что и он был с Назарянином. И вот тут и проявилась человеческая слабость Петра, он трижды отрекся, что знаком с Иисусом. Петр почитал Иисуса «за Христа Божия» (Лк.9:20), но в той ситуации это ему особо не помогло.

Гал.5:24 «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»

Нам нужно распять свою плоть, а потом взять этот крест с распятой плотью, и идти за Христом. Когда у тебя на спине крест с «ветхим человеком», очень неудобно предаваться греху.

Отвергнуть себя и взять крест – это значит продемонстрировать полное доверие Христу. Ведь это тот путь, который можно принять только верою, он не выглядит слишком заманчиво. В этом мире господствуют иные стандарты. Апостолам долго пришлось перестраивать свое мышление, чтобы понять, что не слава и власть их ждет на этой земле, а преследования, насмешки, опасности, много труда и мало отдыха. Вот как говорит об этом Павел:

2 Кор.4:8-10 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;                 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем»

Конечно, по-человечески хочется расслабиться, но не всегда это бывает на пользу.

Рассказывают, что однажды по дороге шла группа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжел. Это был хитрец. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил других, он догнал их и пошел дальше. Вдруг на пути возникла пропасть. Все положили свои кресты и перешли, а хитрый человек остался, так как его крест оказался коротким.

Взять крест свой – это намного сложнее, чем исполнить мнимую заповедь: «возьми крестик свой, повесь его на шею и следуй за Мною». Мы можем урезать наш крест до размера нательного крестика, но это не тот путь, который предлагает Христос. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Потерять душу свою Христа ради - вот что означает отвергнуться себя и взять крест свой.



Tags: Крест, Христос, христианство
Subscribe

  • МИРОХРАНИТЕЛЬ или МИРОТВОРЕЦ ?

    Меня изумляет, сколько людей могут ошибочно цитировать Библию, считая, что заучили тексты правильно. Возможно, им хочется, чтобы было так, как по…

  • СТОЙКИЙ к ИСПЫТАНИЯМ ХАРАКТЕР

    В этом письме мне бы хотелось бы сосредоточить наше внимание только на одном слове: «выносливость». Это не очень популярное, а для…

  • СКОЛЬКО СТОИТ ЛЮБОВЬ?

    Большинство людей не находят настоящей любви лишь потому, что не желают платить за нее столько, сколько она стоит… Цена настоящей любви…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments