Кафка Франц (1883-1924) – видный представитель пражской группы немецких писателей. Фамилия переводится с чешского как «галка». Родился в Праге в буржуазной еврейской семье. По окончании Пражского университета, став юристом, Кафка вынужден был, дабы зарабатывать на жизнь, превратиться в страхового чиновника. В
В Праге сложился небольшой литературный кружок, на котором молодые люди могли найти друг в друге благодарных слушателей. Среди них был и Макс Брод – человек, который восторгался Кафкой, считал его гением, постоянно стимулировал в творчестве и помогал издаваться. В гостях у Брода он застал гостью из Берлина Фелицу Бауэр. Через месяц он завязывает с ней длинный-предлинный роман в письмах. Начало этого романа отмечено творческим всплеском. За одну ночь он пишет рассказ «Приговор». Спустя еще три месяца Франц делает Фелице предложение. Вскоре помолвка расторгается. А через три года они вдруг вновь оказываются помолвлены. Впрочем, через месяц у Кафки случается легочное кровотечение. Туберкулез стал оправданием разрыва второй помолвки. Теперь Фелица ушла навсегда. У тяжело больного Кафки за четыре года до смерти была еще одна попытка связать свою судьбу с женщиной – Юлией Вохрыцек. Как только будущие супруги узнали о том, что не могут рассчитывать на присмотренную ими квартирку, сразу пошли на попятную.
Умирая, Кафка завещал своему другу и душеприказчику Максу Броду – пражскому издателю и писателю – уничтожить все неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание и уже в 1925-1926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в
Творчество Кафки оказало сильное влияние на многих известных европейских и американских писателей ХХ в. – Т. Манна, А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Фриша, Ф. Дюрренматта.
В дневнике Кафки, который он вел с 27 лет, постоянно проступает тема самоубийства. До этого, правда, не дошло, но зато с предсказанием времени собственной смерти – «не доживу до 40 лет» - Кафка почти не ошибся. Умер в Кирлинге, близ Вены.
Бодрствуя, мы идем сквозь сон – сами лишь призраки ушедших времен.
Вечная молодость невозможна; не будь даже другого препятствия, самонаблюдение сделало бы ее невозможной.
Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.
Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание – важнейший источник религиозности.
Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.
Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.